СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе личностно ориентированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Прохоровская гимназия является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.

Дети:

Все учащиеся проживают в поселковой местности, в семьях с различным социальным статусом и материальным положением. В гимназию в основном поступают дети с дошкольной садовской подготовкой. Родители сами выбирают программу обучения.

.

  Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

  Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

  Попытки ввести в массовую школу обучение на основе исследовательских методов предпринимались с давних времён, однако это не повлияло на традиционное обучение, оно так и осталось «информационно – рецептурным».

      Известный русский и советский педагог И. Ф. Свадковский ещё в начале ХХ века писал о том, что провозглашенному принципу свободы ученика в традиционной школе соответствует казарменная муштра, принципу естественного развития и роста сообразно индивидуальным свойствам ребёнка противостоит классная комната, наполненная 30 – 40 индивидуумами, пассивно плетущимися однообразными медленными шагами за мыслью взрослого педанта, называющегося учителем. По его утверждению, лишь исследовательские методы обучения, получившие распространение в мире в связи с введением «метода проектов», «бригадно – лабораторного метода» дают надежду на то, что эта вечная проблема будет разрешена.

   С того времени прошло около сотни лет. Но по–прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем – то добытых истин. В процессе « информационно – рецептурного обучения» у ребёнка в значительной мере утрачивается главная черта  исследовательского поведения – поисковая активность. И это неудивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении», и «послушании» (В.Т.Кудрявцев). итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. А это в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно, и саморазвития.

14.01.2015 22:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!