СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие исследовательского поведения учащихся на уроках русского языка и чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие исследовательского поведения учащихся на уроках русского языка и чтения

Если хочешь научить меня чему – то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках.

Послушать.…Понюхать…

И, может быть, попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Ребёнок – исследователь по своей природе, это нескончаемая вереница вопросов и устремлений, это непрерывное желание открытий и экспериментов, познания нового и неизвестного, это неутолимая жажда новых впечатлений. Огромные возможности для реализации этих потенций имеет исследовательская деятельность.

Современное образование ставит своей целью воспитание ученика, который сможет в будущем успешно решать  возникающие проблемы, не растеряется перед задачами, которые ставит сложная и динамичная действительность. В требованиях Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования названы в числе прочих умения и навыки исследовательского поведения как совокупность ряда характеристик.

Сейчас становится очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, -  они необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ибо всякий здоровый ребёнок рождается пытливым и активным исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию и создаёт условие для исследовательского обучения. Важно «подхватить» и развить это стремление и эту способность.

В системе развивающего обучения Л.В.Занкова придаётся большое значение формированию у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. А именно это и есть главная цель исследовательского обучения. Развитие навыков исследовательского поведения осуществляется планово и систематически, что способствует формированию у учащихся специальных исследовательских действий и дополнительно мотивирует их к освоению содержания образования. Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Под общими исследовательскими умениями и навыками А.И. Савенков предлагает понимать следующие:

  • Видеть проблемы;
  • Задавать вопросы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Давать определение понятиям;
  • Классифицировать;
  • Вести наблюдения;
  • Проводить эксперименты;
  • Делать выводы и умозаключения;
  • Структурировать материал.

В системе развивающего обучения все учебно – методические комплекты изначально строились так, чтобы линия развития навыков исследования была содержательно, а главное, методически выдержана. Поэтому мы можем говорить о том, что, используя УМК по системе Л.В.Занкова, учитель может обеспечить достижение планируемого результата в сфере воспитания исследовательского поведения.

Рассмотрим на примере учебника «Литературное чтение» 1 класса возможные модели заданий и конкретные задания, направленные на развитие перечисленных выше исследовательских умений.

С.116. Придумай рифмы к словам: день, лес, цветы. Это уже стихотворение? Ты уже поэт?

Автор предлагает ребёнку сложнейшую задачу: провести мысленный эксперимент – сравнить то, что у него получилось, и поэтические тексты, прочитанные ранее. Для этого надо актуализировать и удерживать в уме имеющие знания, наметить некие критерии сравнения, провести его, сделать выводы и объяснить другим свою точку зрения. У ребёнка будут развиваться умение выдвигать гипотезы, видеть проблемы, структурировать материал, вести наблюдения, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать свои идеи. Выполняя одно это задание, ребёнок будет осуществлять учебное исследование.

В стихотворении В.Берестова  «Заяц - барабанщик» обсуждается новое для учащихся понятие характер героя. Задание «Вспомни, что ты знаешь из народных сказок: как зайца называют, какой у него характер, что с ним обычно происходит?» направлено на актуализацию известного, его анализ и выделение определённых признаков, названных учителем и являющихся общими, характерными для данного героя.

А.В.Полякова «Русский язык» 3 класс (процесс организации эксперимента может быть «встроен» в урок):

Упр.72. 1. Прочитайте. Укажите время глаголов.

Темнеет день. Листья желтеют. Вянут цветы. ….

2. А теперь прочитайте так, чтобы глаголы были в будущем времени. На какие вопросы отвечают глаголы в будущем простом времени?

3. Запишите те глаголы, в которых при образовании будущего простого времени появились приставки.

Проведённые грамматические изменения дают материал для выводов о роли грамматической формы в создании художественного образа. Без практической деятельности по преобразованию текста эти выводы были бы трудны или даже невозможны.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность смотреть на объект исследования с разных сторон, готовность изменять свою точку зрения. Упражнение «Неоконченный рассказ»

Читаю детям неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Предлагаю детям продолжить рассказ. Но сделать это нужно по разному. «Представь, что ты водитель автобуса, мэр города, воробей, сидящий на дереве».

Учитель, реализующий на практике идеи системы Л.В.Занкова, видит, что требования Стандарта нового поколения в части воспитания у  учащихся исследовательского поведения выполняются уже сегодня. Причём не только и не столько за рамками учебного процесса, сколько в его процессе. А  это свидетельствует о том, что процесс этот целенаправленный, систематический, методически разработанный, а значит, гарантированно результативный.

08.02.2015 18:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!