СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с Федеральными Государственным Образовательными Стандартами второго поколения модель выпускника начальной школы включает такие характеристики, как «любознательный, активный и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности».

С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

Проблему развития исследовательского отношения к окружающему миру и формирование у учащихся универсальных исследовательских умений помогает решать предмет литературное чтение и авторская программа В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой.

Литературное чтение – особый предмет, образующий ученика как личность, как человека – в собственно-человеческом плане, который умеет не только адаптироваться к социуму, не только самоопределяться в выборе профессии, но и понимать глубинные связи себя с миром, созидать себя как «часть» этого мира и как «целое». Именно на уроках литературного чтения возможно развивать творческие способности учащихся при чтении и осмыслении прочитанного, развивать исследовательские умения, формировать умение выразить свои взгляды и мнение литературным языком.

Цель уроков литературного чтения - образованный, творческий читатель, который имеет сформированную потребность в чтении и знает: что читать (разные жанры) и как читать (исследуя произведение).

Особенности конструирования урока-исследования литературного чтения заключаются в следующем:

1.Использование исследовательских методов обучения: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, проведение наблюдений, экспериментов, выработка суждений и умозаключений. Это в свою очередь создаёт условия для формирования исследовательского поведения младшего школьника, создаёт интерес к чтению. Происходит это постепенно из класса в класс:

  • 1 класс - знакомство с правилами организации рабочего места при исследовании; знакомство с символами, которые изображают методы исследования в учебнике – «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», знакомство с правилами работы в группе и разработка критериев оценки работы всей группы и самооценки.
  • 2 классе - знакомство с правилами подготовки сообщения, используя понятия «сбор информации» и « редактирование», знакомство с новыми методами исследования - « понаблюдать», «получить информацию из энциклопедий», « провести эксперимент»,
  • «воспользоваться компьютером», создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
  • 3 класс - самостоятельное проведение исследований на заданную тему, ведение папки исследователя, куда заносят цели и задачи, которые ставят для самостоятельного исследования.
  • 4 класс - формирование навыка по постановке цели, задач, планированию деятельности, развитию научной речи.

2. Выполнение исследовательских работ на уроках литературного чтения, используя материал учебника. Примерная тематика мини-исследований:

1 класс: «Чем отличаются художественное и научное описания», «Чем отличается волшебная сказка и сказка о животных» и др.

2класс: «Как смотрят на мир поэт и исследователь», « Открываем тайны стихотворения», « Годовой круг : взгляд поэта и взгляд исследователя» и др.

3класс: «Взгляд учёного и взгляд художника на чудесные открытия», «Какова наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта», « В чём состоит красота и своеобразие языка русской былины» и др.

4 класс: «Можно ли обнаружить загадочное в обычном», « Что такое счастливое детство», « Случайно ли Ванька пишет в ночь под Рождество» и др.

Используемая технология построения урока-исследования рассматривается как универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование исследовательских умений в учебном процессе.

В соответствии с Федеральными Государственным Образовательными Стандартами второго поколения модель выпускника начальной школы включает такие характеристики, как «любознательный, активный и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности».

С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

Проблему развития исследовательского отношения к окружающему миру и формирование у учащихся универсальных исследовательских умений помогает решать предмет литературное чтение и авторская программа В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой.

Литературное чтение – особый предмет, образующий ученика как личность, как человека – в собственно-человеческом плане, который умеет не только адаптироваться к социуму, не только самоопределяться в выборе профессии, но и понимать глубинные связи себя с миром, созидать себя как «часть» этого мира и как «целое». Именно на уроках литературного чтения возможно развивать творческие способности учащихся при чтении и осмыслении прочитанного, развивать исследовательские умения, формировать умение выразить свои взгляды и мнение литературным языком.

Цель уроков литературного чтения - образованный, творческий читатель, который имеет сформированную потребность в чтении и знает: что читать (разные жанры) и как читать (исследуя произведение).

Особенности конструирования урока-исследования литературного чтения заключаются в следующем:

1.Использование исследовательских методов обучения: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, проведение наблюдений, экспериментов, выработка суждений и умозаключений. Это в свою очередь создаёт условия для формирования исследовательского поведения младшего школьника, создаёт интерес к чтению. Происходит это постепенно из класса в класс:

  • 1 класс - знакомство с правилами организации рабочего места при исследовании; знакомство с символами, которые изображают методы исследования в учебнике – «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», знакомство с правилами работы в группе и разработка критериев оценки работы всей группы и самооценки.
  • 2 классе - знакомство с правилами подготовки сообщения, используя понятия «сбор информации» и « редактирование», знакомство с новыми методами исследования - « понаблюдать», «получить информацию из энциклопедий», « провести эксперимент»,
  • «воспользоваться компьютером», создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
  • 3 класс - самостоятельное проведение исследований на заданную тему, ведение папки исследователя, куда заносят цели и задачи, которые ставят для самостоятельного исследования.
  • 4 класс - формирование навыка по постановке цели, задач, планированию деятельности, развитию научной речи.

2. Выполнение исследовательских работ на уроках литературного чтения, используя материал учебника. Примерная тематика мини-исследований:

1 класс: «Чем отличаются художественное и научное описания», «Чем отличается волшебная сказка и сказка о животных» и др.

2класс: «Как смотрят на мир поэт и исследователь», « Открываем тайны стихотворения», « Годовой круг : взгляд поэта и взгляд исследователя» и др.

3класс: «Взгляд учёного и взгляд художника на чудесные открытия», «Какова наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта», « В чём состоит красота и своеобразие языка русской былины» и др.

4 класс: «Можно ли обнаружить загадочное в обычном», « Что такое счастливое детство», « Случайно ли Ванька пишет в ночь под Рождество» и др.

Используемая технология построения урока-исследования рассматривается как универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование исследовательских умений в учебном процессе.

В соответствии с Федеральными Государственным Образовательными Стандартами второго поколения модель выпускника начальной школы включает такие характеристики, как «любознательный, активный и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности».

С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

Проблему развития исследовательского отношения к окружающему миру и формирование у учащихся универсальных исследовательских умений помогает решать предмет литературное чтение и авторская программа В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой.

Литературное чтение – особый предмет, образующий ученика как личность, как человека – в собственно-человеческом плане, который умеет не только адаптироваться к социуму, не только самоопределяться в выборе профессии, но и понимать глубинные связи себя с миром, созидать себя как «часть» этого мира и как «целое». Именно на уроках литературного чтения возможно развивать творческие способности учащихся при чтении и осмыслении прочитанного, развивать исследовательские умения, формировать умение выразить свои взгляды и мнение литературным языком.

Цель уроков литературного чтения - образованный, творческий читатель, который имеет сформированную потребность в чтении и знает: что читать (разные жанры) и как читать (исследуя произведение).

Особенности конструирования урока-исследования литературного чтения заключаются в следующем:

1.Использование исследовательских методов обучения: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, проведение наблюдений, экспериментов, выработка суждений и умозаключений. Это в свою очередь создаёт условия для формирования исследовательского поведения младшего школьника, создаёт интерес к чтению. Происходит это постепенно из класса в класс:

  • 1 класс - знакомство с правилами организации рабочего места при исследовании; знакомство с символами, которые изображают методы исследования в учебнике – «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», знакомство с правилами работы в группе и разработка критериев оценки работы всей группы и самооценки.
  • 2 классе - знакомство с правилами подготовки сообщения, используя понятия «сбор информации» и « редактирование», знакомство с новыми методами исследования - « понаблюдать», «получить информацию из энциклопедий», « провести эксперимент»,
  • «воспользоваться компьютером», создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
  • 3 класс - самостоятельное проведение исследований на заданную тему, ведение папки исследователя, куда заносят цели и задачи, которые ставят для самостоятельного исследования.
  • 4 класс - формирование навыка по постановке цели, задач, планированию деятельности, развитию научной речи.

2. Выполнение исследовательских работ на уроках литературного чтения, используя материал учебника. Примерная тематика мини-исследований:

1 класс: «Чем отличаются художественное и научное описания», «Чем отличается волшебная сказка и сказка о животных» и др.

2класс: «Как смотрят на мир поэт и исследователь», « Открываем тайны стихотворения», « Годовой круг : взгляд поэта и взгляд исследователя» и др.

3класс: «Взгляд учёного и взгляд художника на чудесные открытия», «Какова наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта», « В чём состоит красота и своеобразие языка русской былины» и др.

4 класс: «Можно ли обнаружить загадочное в обычном», « Что такое счастливое детство», « Случайно ли Ванька пишет в ночь под Рождество» и др.

Используемая технология построения урока-исследования рассматривается как универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование исследовательских умений в учебном процессе.

В соответствии с Федеральными Государственным Образовательными Стандартами второго поколения модель выпускника начальной школы включает такие характеристики, как «любознательный, активный и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности».

С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

Проблему развития исследовательского отношения к окружающему миру и формирование у учащихся универсальных исследовательских умений помогает решать предмет литературное чтение и авторская программа В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой.

Литературное чтение – особый предмет, образующий ученика как личность, как человека – в собственно-человеческом плане, который умеет не только адаптироваться к социуму, не только самоопределяться в выборе профессии, но и понимать глубинные связи себя с миром, созидать себя как «часть» этого мира и как «целое». Именно на уроках литературного чтения возможно развивать творческие способности учащихся при чтении и осмыслении прочитанного, развивать исследовательские умения, формировать умение выразить свои взгляды и мнение литературным языком.

Цель уроков литературного чтения - образованный, творческий читатель, который имеет сформированную потребность в чтении и знает: что читать (разные жанры) и как читать (исследуя произведение).

Особенности конструирования урока-исследования литературного чтения заключаются в следующем:

1.Использование исследовательских методов обучения: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, проведение наблюдений, экспериментов, выработка суждений и умозаключений. Это в свою очередь создаёт условия для формирования исследовательского поведения младшего школьника, создаёт интерес к чтению. Происходит это постепенно из класса в класс:

  • 1 класс - знакомство с правилами организации рабочего места при исследовании; знакомство с символами, которые изображают методы исследования в учебнике – «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», знакомство с правилами работы в группе и разработка критериев оценки работы всей группы и самооценки.
  • 2 классе - знакомство с правилами подготовки сообщения, используя понятия «сбор информации» и « редактирование», знакомство с новыми методами исследования - « понаблюдать», «получить информацию из энциклопедий», « провести эксперимент»,
  • «воспользоваться компьютером», создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
  • 3 класс - самостоятельное проведение исследований на заданную тему, ведение папки исследователя, куда заносят цели и задачи, которые ставят для самостоятельного исследования.
  • 4 класс - формирование навыка по постановке цели, задач, планированию деятельности, развитию научной речи.

2. Выполнение исследовательских работ на уроках литературного чтения, используя материал учебника. Примерная тематика мини-исследований:

1 класс: «Чем отличаются художественное и научное описания», «Чем отличается волшебная сказка и сказка о животных» и др.

2класс: «Как смотрят на мир поэт и исследователь», « Открываем тайны стихотворения», « Годовой круг : взгляд поэта и взгляд исследователя» и др.

3класс: «Взгляд учёного и взгляд художника на чудесные открытия», «Какова наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта», « В чём состоит красота и своеобразие языка русской былины» и др.

4 класс: «Можно ли обнаружить загадочное в обычном», « Что такое счастливое детство», « Случайно ли Ванька пишет в ночь под Рождество» и др.

Используемая технология построения урока-исследования рассматривается как универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование исследовательских умений в учебном процессе.

В соответствии с Федеральными Государственным Образовательными Стандартами второго поколения модель выпускника начальной школы включает такие характеристики, как «любознательный, активный и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности».

С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

Проблему развития исследовательского отношения к окружающему миру и формирование у учащихся универсальных исследовательских умений помогает решать предмет литературное чтение и авторская программа В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой.

Литературное чтение – особый предмет, образующий ученика как личность, как человека – в собственно-человеческом плане, который умеет не только адаптироваться к социуму, не только самоопределяться в выборе профессии, но и понимать глубинные связи себя с миром, созидать себя как «часть» этого мира и как «целое». Именно на уроках литературного чтения возможно развивать творческие способности учащихся при чтении и осмыслении прочитанного, развивать исследовательские умения, формировать умение выразить свои взгляды и мнение литературным языком.

Цель уроков литературного чтения - образованный, творческий читатель, который имеет сформированную потребность в чтении и знает: что читать (разные жанры) и как читать (исследуя произведение).

Особенности конструирования урока-исследования литературного чтения заключаются в следующем:

1.Использование исследовательских методов обучения: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, проведение наблюдений, экспериментов, выработка суждений и умозаключений. Это в свою очередь создаёт условия для формирования исследовательского поведения младшего школьника, создаёт интерес к чтению. Происходит это постепенно из класса в класс:

  • 1 класс - знакомство с правилами организации рабочего места при исследовании; знакомство с символами, которые изображают методы исследования в учебнике – «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», знакомство с правилами работы в группе и разработка критериев оценки работы всей группы и самооценки.
  • 2 классе - знакомство с правилами подготовки сообщения, используя понятия «сбор информации» и « редактирование», знакомство с новыми методами исследования - « понаблюдать», «получить информацию из энциклопедий», « провести эксперимент»,
  • «воспользоваться компьютером», создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
  • 3 класс - самостоятельное проведение исследований на заданную тему, ведение папки исследователя, куда заносят цели и задачи, которые ставят для самостоятельного исследования.
  • 4 класс - формирование навыка по постановке цели, задач, планированию деятельности, развитию научной речи.

2. Выполнение исследовательских работ на уроках литературного чтения, используя материал учебника. Примерная тематика мини-исследований:

1 класс: «Чем отличаются художественное и научное описания», «Чем отличается волшебная сказка и сказка о животных» и др.

2класс: «Как смотрят на мир поэт и исследователь», « Открываем тайны стихотворения», « Годовой круг : взгляд поэта и взгляд исследователя» и др.

3класс: «Взгляд учёного и взгляд художника на чудесные открытия», «Какова наблюдательность исследователя и наблюдательность поэта», « В чём состоит красота и своеобразие языка русской былины» и др.

4 класс: «Можно ли обнаружить загадочное в обычном», « Что такое счастливое детство», « Случайно ли Ванька пишет в ночь под Рождество» и др.

Используемая технология построения урока-исследования рассматривается как универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование исследовательских умений в учебном процессе.

12.07.2015 23:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП