© 2022 125
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Именно через чтение человек познает окружающий его мир. В. А. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом…» На протяжении всего обучения в начальной школе у младших школьников отчётливо проявляется потребность в слушании и воспроизведении, которая реализуется в читательской самостоятельности. Эту потребность необходимо стимулировать и использовать её на уроках в качестве фактора, активизирующего познавательную активность учащихся. Именно с шести – семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Обращая внимание на эту способность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.
В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа:
Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылки творческой деятельности школьников можно формировать на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта.
Второй этап - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач.
Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда дети рисуют сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события, - это самовыражение. Проводя урок чтения, нужно разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. (Приложение 1) Для развития речи и отработки литературного языка проводить речевые разминки. Это могут быть и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях. Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно работать над навыками чтения (речевой деятельностью) (Приложение 2). Навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьную жизнь. Оно охватывает сложный комплекс умений и навыков. Навык чтения – это:
Ведущее место в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что ребенок читает.
Анализ художественного произведения следует начинать с выявления читательского восприятия:
Методы работы с произведением:
Чтобы добиться скорости чтения, существуют различные комплексы упражнений направленные на отработку навыка и скорости чтения, и, конечно же, необходимо много читать (Приложение 3). В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Чтобы правильно говорить и читать надо уметь ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием, уметь говорить звонко, громко, но без крика. Речевая разминка представляет собой комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения. (Приложение 4).
Под выразительностью чтения – следует понимать умение читателя использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
Значит, прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его, понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, причем произнести текст вслух так, чтобы он дошёл до слушателя и эстетически, эмоционально воздействовал на него. А для того, чтобы выразительно читать, необходимо учитывать темп речи, эмоциональность, энергичность, тон, манеру чтения.
Хорошим материалом для выработки дикции являются скороговорки. Работа над скороговоркой проводится в несколько этапов. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Сначала отбираются короткие, а затем более сложные скороговорки.
Работая над пословицами систематически, дети учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважение к труду, чувство доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему пословицы.
Из выше описанного, видно, что данные методы и приёмы работы создают условия для естественного развития устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса, и самое главное, - повышение техники и качества чтения, что является одной из ведущей задач начальной школы.
Использование творческих заданий в обучении, позволяет достигать определённых результатов:
При развитии творческих способностей у школьника необходимо уделять внимание не какой-либо отдельной составляющей творчества, а комплексу взаимодействующих составляющих. Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. И только поставленное обучение должно совершенствовать эту исследовательскую склонность, способствовать развитию творческих способностей.
Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
© 2022 125