СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Именно через чтение человек познает окружающий его мир. В. А. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом…» На протяжении всего обучения в начальной школе у младших школьников отчётливо проявляется потребность в слушании и воспроизведении, которая реализуется в читательской самостоятельности. Эту потребность необходимо стимулировать и использовать её на уроках в качестве фактора, активизирующего познавательную активность учащихся. Именно с шести – семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Обращая внимание на эту способность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа:

Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылки творческой деятельности школьников можно формировать на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта.

Второй этап - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач.

Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда дети рисуют сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события, - это самовыражение. Проводя урок чтения, нужно разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. (Приложение 1) Для развития речи и отработки литературного языка проводить речевые разминки. Это могут быть и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях. Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно работать над навыками чтения (речевой деятельностью) (Приложение 2). Навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьную жизнь. Оно охватывает сложный комплекс умений и навыков. Навык чтения – это:

  • умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного);
  • способ чтения (по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами);
  • умение правильно читать (без технических ошибок и искажений);
  • выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания и содержание текста;
  • темп, скорость чтения.

Ведущее место в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что ребенок читает.

Анализ художественного произведения следует начинать с выявления читательского восприятия:

  • необходимо постоянно обращать внимание детей не только на факт или ситуацию, но и на то, как этот факт или ситуация изображены автором;
  • уроки, посвященные анализу произведения, следует строить так, чтобы ученик не мог ответить без обращения к тексту произведения ни на один вопрос;
  • необходимо учить детей не просто называть, его идею (главную мысль), но и «вычитывать» из самого текста (уместны задание: найди предложение, характеризующее авторскую позицию);
  • следует задавать как воспроизводящие, так и проблемные вопросы;

Методы работы с произведением:

  • углубленное чтение;
  • восприятие и комментирование текста;
  • рассуждения учащихся по поводу событий и поступков персонажей;
  • наблюдения за эмоциональным состоянием героя;
  • определение своего, читательского отношения к герою, произведению.

Чтобы добиться скорости чтения, существуют различные комплексы упражнений направленные на отработку навыка и скорости чтения, и, конечно же, необходимо много читать (Приложение 3). В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Чтобы правильно говорить и читать надо уметь ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием, уметь говорить звонко, громко, но без крика. Речевая разминка представляет собой комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения. (Приложение 4).

Под выразительностью чтенияследует понимать умение читателя использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.

Значит, прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его, понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, причем произнести текст вслух так, чтобы он дошёл до слушателя и эстетически, эмоционально воздействовал на него. А для того, чтобы выразительно читать, необходимо учитывать темп речи, эмоциональность, энергичность, тон, манеру чтения.

Хорошим материалом для выработки дикции являются скороговорки. Работа над скороговоркой проводится в несколько этапов. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Сначала отбираются короткие, а затем более сложные скороговорки.

Работая над пословицами систематически, дети учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважение к труду, чувство доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему пословицы.

Из выше описанного, видно, что данные методы и приёмы работы создают условия для естественного развития устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса, и самое главное, - повышение техники и качества чтения, что является одной из ведущей задач начальной школы.

Использование творческих заданий в обучении, позволяет достигать определённых результатов:

  • активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
  • у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к чтению;
  • возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • использование творческих работ позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

При развитии творческих способностей у школьника необходимо уделять внимание не какой-либо отдельной составляющей творчества, а комплексу взаимодействующих составляющих. Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. И только поставленное обучение должно совершенствовать эту исследовательскую склонность, способствовать развитию творческих способностей.

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

11.05.2022 16:09


© 2022 125

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!