СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника

на уроках литературного чтения»

 

 

 

 

                                                      

 

 

                                                                                                     Учитель: Биттер Х.И.

 

 

 

2015г

                                                                                     

                                                   

 

                                                         «Ребёнок должен жить в мире творчества.

                                                              Без этого он засушенный цветок»

Киндинова Л.А.

      Социальный заказ общества ориентирует отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне.  Формирование познавательного интереса — одна из актуальных проблем развития личности в условиях современного образования. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что  эффективно раскрыто в содержании знаний. И.Я. Лернер в своих работах доказывает, что осуществление ближнего и дальнего переноса знаний, умений и навыков в новую ситуацию, комбинирование и преобразование известных способов при решении новой проблемы, видение новой проблемы в традиционной ситуации, посильно младшему школьнику. Но чтобы учащиеся успешно овладевали этим опытом, важно  включать их в такую деятельность, которая побуждала бы их к проявлению активности и самостоятельности самого высокого уровня.

        Предпосылки развития творческой личности, творчества как отношения к жизни возникают достаточно рано у ребёнка, ещё в дошкольном его детстве. Однако формирование этих предпосылок  вещь чрезвычайно тонкая, требующая специальных знаний и внимания к их развитию. К сожалению, приходится признать, что даже те элементы качеств  творческой личности, которые могут быть сформированы в дошкольном детстве, встречаются у детей не так уж часто.

       Почему? Да потому, что чаще всего мы не осознаём, что развитие творчества не происходит само, а требует особого внимания. Потому, что и в детском саду и дома мы стремимся дать детям определённые знания и навыки, не всматриваясь пристально, как и в каких ситуациях они могут использоваться, что может открыть и создать ребёнок самостоятельно. Потому, что мы не всегда отдаём себе отчёт, каким путём и какой ценой формируются у ребёнка эти конкретные умения. Не ломаем ли мы его личность при этом, не лишаем ли мы его качеств будущего творца и борца? И ещё потому, что уже в дошкольном детстве страшным призраком начинает маячить школа, и уж надо постараться любой ценой подготовить к ней ребёнка. А подготовка часто понимается как обучение чтению, счёту, письму. Это всё мы умеем сами, и кажется, можем легко передать ребёнку. А вот творчество ... Неясно, что это и как к нему подступиться.

      Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой - нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

 Учителю начальных классов важно не потерять свежесть и остроту восприятия учеников, их способность удивляться, поддерживать активность детей и развивать их творческие способности.

  • Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся.

На уроках литературного чтения  я  активно провожу разные приемы творческих  работ. Такие как: речевые разминки, задания на смекалку, различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры, головоломки,   кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.  Уже в первом классе детям предлагались различные виды работ.«Рассыпались буквы», «Собери слова », «Перепутались слоги в словах», сочини зимнюю сказку: начни ее словами «Жил был в лесу…» или « Однажды в зимнюю ночь…»

  • - Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму (раскрашенную схему, выбор цвета, для которой надо аргументировать; письмо, работа с тестами и др.)

Например: Возможность  попробовать себя в роли художника появляется у учащихся при  знакомстве с рассказом В.Осеевой «Почему?»

 

Каждая творческая  группа получает две палитры. На одной детям

предлагается,  обозначить их чувства  к главному  герою  в начале рассказа, а на другой - в конце. При этом  учащимся предлагается  обосновать выбор цвета. Возможный ответ: «Сначала мальчик нам не понравился, потому что по его вине пострадал Бум. Чувства к нему в начале рассказа мы обозначили красным, потому что испытали чувство гнева и стыда за  его поступок, а желтый передает нашу жалость к мальчику. На второй палитре мы использовали оранжевый цвет, так как  испытали уважение к главному герою, когда он во всем  сознался маме.  Зеленый  цвет говорит о надежде на то, что мальчик больше никогда не будет врать».

  • Творческое пересказывание.

Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

  • Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);

Например:  Напиши стихотворение о зиме.

 … снежинки … зимой                          

 

 … тропинки … домой

 

… дома … хоровод

 … зима … Новый год.

  • Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и дает учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.
  • Продолжение произведения (придумывание конца)

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся. 

  • Творческие сочинения:

Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении. Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

«Мой друг», « Приключения капельки»,  «Приключения осеннего листочка», «Как человек с Землёй поспорил»

Чикунов Олег: «И понял Икара, что надо беречь природу. Поливать деревья, чтобы не засохли. Если вода в реках загрязнилась, надо ее очистить. Каждый Человек должен убирать за собой мусор, не ломать ветки деревьев. Если бы не было Огня, то человек не смог бы согреться, не смог бы приготовить себе еду. А Горы для того, чтобы Человек любовался ими. Скалолазы покоряют Горы. Все можно увидеть с Горы. Человек не должен забывать, что он сам часть природы. Мир без природы беден и страшен.

  • Работа с иллюстрацией к тексту.

Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаю это так:

  • каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
  • школьники обмениваются рисунками;
  • получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
  • сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.
  • Интересную работу  провожу по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения. Делаем так:
  • – по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
  •  – какие строки из текста вы соотнесете с ними;
  •  – определите количество кадров.
  •  Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.
  • Метод моделирования.

Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.

Таким образом, моделирование позволяет:

– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;

 – дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

 – создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;

 – поддержать интерес к художественной литературе;

 – обогащать духовный мир ребенка;

– осознанно воспринимать художественные произведения.

  • Книжки-самоделки.

Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика.  В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

  • Ассоциативные загадки (по методике А. Нестеренко, экспериментальный курс по развитию мышления детей с элементами ТРИЗ). Широкий круг аналогий делает ум изобретательней. Работу надо начинать с использования таблички-опоры.

На что похоже?               Чем отличается?

Последовательность работы:

Выбрать объект (например расчёска).

Заполнить левую часть таблицы (3-4 сравнения) (например: на забор, пилу, траву...)

Заполнить правую часть (чем расчёска отличается от забора? (нельзя лазить); от пилы (не пилит), от травы (не растёт)

Вставить слова связки (как, но)

В результате появляется таблица:

Расчёска  

На что похоже?  Чем отличается   

             как                                                  но

забор                   нельзя лазить

пила                     не пилит

трава                    не растёт

         5. Составляем загадку:                                            

 

Как забор, но нельзя лазить,

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт. (расчёска)

 

Примечание: учитель организует работу, придерживаясь алгоритма; выбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети.

После коллективной работы желательно организовать работу по группам. Каждой группе даётся лист бумаги с заранее начерченной таблицей. Объект для загадки предлагает учитель. Дети коллективно придумывают загадку, кто-то из детей заполняет таблицу (время заполнения -  5 мин.) После этого листочки с загадками сдаются учителю, который зачитывает их без отгадок, предлагая другим группам отгадать.

Сочинение загадок по алгоритму «На что похоже?» Работы детей:              

             Круглое, но не колобок.

 Жёлтое, но не репа.

Светит, но не лампа.

Греет, но не печка.

(солнце)

 

  • Синквейн (русская народная сказка «Морозко»)

               Падчерица

Добрая, трудолюбивая, ласковая

Мёрзнет, терпит, радуется

Падчерица заслужила богатства.

Красна девица!

  • Словотворчество.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

  • Работа с кроссвордами.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешиваются на доске для всего класса.

  • Составление викторин.

Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.

Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей. 

  • Драматизация.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии.

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо, изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.

           Цель творческих заданий — повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы, дальнейшее совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Часто они носят вариативный характер, предоставляя учащимся возможность выбрать задание по силам. Для оптимизации деятельности учащихся творческие задания позволяют включить школьников в разные виды деятельности, например:

-  в деятельность иллюстратора, актера, рассказчика. Главная задача учителя  пробудить, поддержать интерес детей к рассказыванию на основе услышанных сюжетов, своих версий и интерпретаций текстов.

Все приемы задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.

 Выполняя специально разработанные творческие  задания, младшие школьники становятся активными  и сознательными участниками образовательного процесса: 

  • прогнозируют, формулируют тему урока;
  • определяют новые слова из произведения до чтения текста;
  • участвуют в постановке вопросов к тексту;
  • сами составляют и формулируют для себя задания и т.д.

Осознанное участие школьников в организации и проведении анализа художественного произведения обеспечивается созданием условий для участия детей в постановке вопросов к тексту.  

Таким образом,  выполнение работ творческого характера  содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.

       Повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.

 

 

14.01.2015 20:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей