СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования

Нажмите, чтобы узнать подробности

А кто художнику мешает, тот землю красоты лишает.

 (А. Усачёв)

1. Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Наблюдая за деятельностью детей первой младшей группы в непосредственно — организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

 

2. В результате изучения различных авторских методик раннего развития и психологических особенностей детей, построила систему работы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.

При работе над системой опиралась на уже существующие разработки Комаровой Т.С. и Гербовой В.В., Лыковой А.И. по изобразительной деятельности.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики, формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.

Учитывая значимость, я взяла эту тему за основу в работе с детьми. Перед тем как начать работу я поставила перед собой цель, исходя из интересов детей. Наметила план достижения цели. Обсуждала план работы с родителями воспитанников.

 

3. Опыт представляет систему работы, направленную на развитие мелкой моторики детей раннего возраста основе изучения и освоения различных техник рисования, которые включают в себя организованную образовательную деятельность, образовательные ситуации, развивающие игры и упражнения, консультации для педагогов и родителей, практические приёмы работы с различными материалами.

Для определения уровня развития мелкой моторики у детей была проведена диагностика кинетического и кинестетического праксиса на момент поступления в ДОУ. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, изготовлены игры, пособия, подобраны материалы для развития мелкой моторики.

 

4. Второй этап моей работы по использованию нетрадиционных техник рисования состоял из 2 блоков:

Блок 1 - «Тактильное рисование»

В этот блок я объединила техники, которые выполняются при помощи рук, ладошек пальчиков, кулачков и затрагивают тактильные рецепторы. Ладошками дети рисовали солнышко, деревья, листья цветов и другое. Не меньший интерес дети проявили к рисованию манкой.

На нарисованные клеем рисунки дети насыпали манку и получали снежинки, легкие облака, пену прибоя.

Для детей на этом этапе я изготовила сенсорные пакеты, к которым они охотно тянулись и не только рисовать, но и просто потрогать, что доставляло им удовольствие. Они также помогали знакомить детей с цветом.

Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.

 

5. Второй блок — «Использование дополнительных средств выразительности»

Дети узнали, что реализовать свои художественные замыслы можно при помощи различных предметов. Из среза пекинской капусты получился шикарный цветок для мамы. Также цветы появлялись из отпечатка вилки, губки для чистки посуды, смятой бумаги. Солнечных пушистых цыплят мы нарисовали при помощи отпечатков поролона. Яркие осенние деревья выросли при помощи отпечатка и фроттажа осенних листьев. Из сетки мы нарисовали чудесные букеты.

 

6. Пробовали даже использовать любимые мыльные пузыри и папину пену для бритья. Эти техники помогаю развивать у детей воображение и творчества. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

7. Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Планировала другие разнообразные формы для знакомства родителей с нетрадиционными способами рисования. Провела цикл мастер-классов. Например: Игры с предметами домашнего обихода, где мы выяснили с родителями, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Другой мастер-класс был посвящен творчеству с мамой на кухне Мамы с детьми пробовали создавать прекрасные пальчиковые картины на подносе или противне, присыпанном мукой или манкой.

В мастер-классе под названием "Художественная" уборка мы обсуждали другое замечательное место для пальчикового рисования — это ванная. В распоряжение маленького художника — экспериментатора можно предоставить и кафельные стены, и зеркало, и саму ванну.

На кафеле, зеркале и стенках ванны можно рисовать и детской зубной пастой, и папиным кремом для бритья.

Для педагогов детского сада устроила выставку нетрадиционных материалов, проводила консультации, принимала активное участие в педагогических советах, на мастер-классе научила самостоятельно варить гелевые краски для сенсорных пакетов, готовить тесто для лепки, пальчиковые и витражные краски.

 

8. Из проведенной работы можно сделать вывод, что использование в деятельности нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук. Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

 

9. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

09.02.2015 15:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей