СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обучение чтению на английском языке, является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Знакомство с языком посредством чтения необходимо, так как это позволяет совершенствовать английский язык, расширять лексический запас, знакомиться с культурным наследием, иметь возможность знакомиться и наслаждаться чтением неадаптированной литературы в оригинале. Чтение в современном мире является оптимальным способом передачи информации, и человек, свободно читающий и разбирающийся в качественной литературе, человек, свободно адаптирующийся в информационном потоке, имеет больше шансов к успешному развитию и расширению своих возможностей. Также, обучение чтению на английском языке, является прекрасным инструментом для развития устной речи, оттачивания навыков грамотного произношения, выразительности и восприятия речи на слух.
Чтение является важным аспектом ещё и потому, что обеспечивает процесс коммуникации между учителем и учеником, между учеником и учеником. Ориентация образования имеет главную цель — развитие личности ученика на основе освоения различных способов действий, формирование у него умений ориентироваться в больших объемах информации, совершенствовать умения правильного, эффективного чтения.
Следовательно, важно обучить школьников хорошему, выразительному чтению на раннем этапе обучения. Существует множество приемов, позволяющих сделать процесс овладения правилами чтения более увлекательным и эффективным. Если преподнести учебный материал в ненавязчивой и занимательной форме, то успех будет обеспечен. Все уроки должны быть эмоционально насыщены, тогда у детей возникнет постоянная мотивация к изучению английского языка, и они с нетерпением будут ожидать следующего урока. Важно, чтобы ребенок стал на уроке активным участником, а для этого нужно, чтобы каждый ученик был главным действующим лицом на занятии, чувствовал себя свободно и комфортно. В этом возрасте усваивается лучше тот материал, который вызывает интерес и имеет практическую значимость для учащегося. Ребенок в этом возрасте живет в особом мире – мире игры и сказки. Обучение через игру и сказку, где ребенок является активным участником – вот способ эффективной работы.
Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Эта особенность игры несет в себе большие возможности для управления процессом активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Игры комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности. Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно. В практике обучения учителя используют лексические и грамматические игры, игры на внимание и игры, способствующие развитию памяти. Очень эффективно использовать игры и сказки для развития навыков выразительного чтения.
Важно отметить, что в организации обучения чтению на начальном этапе необходимо, помимо навыков чтения, отрабатывать артикуляцию, которая определяет качество чтения. Фонетическая отработка текста сочетается с работой в аспекте осознанности чтения: пониманием значения (переводом) незнакомых слов, объяснением грамматических явлений, переводом сложных синтаксических структур текста.
Для освоения графемно-фонемных соответствий на сознательной основе на начальном этапе обучения чтению можно выполнять следующие упражнения:
-ученик пытается прочитать слово самостоятельно;
-учитель дает образцовое чтение;
-класс читает хором после учителя;
-ученик читает вслух;
Обучение чтению слов может осуществляться:
-на основе ряда слов с одним и тем же звуком, читаемых по правилам. Слова, не соответствующие этому правилу, но с тем же звуком, тоже включаются в ряд этих слов, например duck, run, jump, son, mother;
-с использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв, передающих данный звук, например [u:]: too, school, fruit, ruler, blue, two, do;
-с использованием полной транскрипции слов;
-по аналогии, например, дети умеют читать слова right, night, им нужно прочитать новое слово light. (Для правила мало слов, а установить ассоциацию нужно). Или brought — thought, ring — bring, drink — think.
Во всех случаях желательно, чтобы первыми читали дети, чтобы учащиеся читали осознанно. В случае чтения за учителем или диктором слов овладение чтением происходит на основе имитации.
Случается, что в используемых учебниках для начального этапа обучения недостаточно заданий для закрепления правил чтения. В таком случае на уроках можно использовать дополнительные упражнения, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать) и выразительности.
Примеры таких упражнений:
1. Odd one out (Убери лишнее слово):
a)Pet,red,pen,Pete,hen. b) And, take, Ann, bad, fat.
2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):
Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.
В современной методике детей обучают чтению целых слов, используя приём «Look and say» («Посмотри и скажи»). Автоматизация распознания новых слов и их написание происходит в различных игровых заданиях, которые можно использовать при фронтальной, групповой и парной работе.
Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).
В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.
Для проведения следующих игр понадобятся индивидуальные комплекты карточек.
Memory «Pairs». (Игра на развитие памяти «Пары»).
Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание «Прочитай слово и найди картинку». Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар.
Three in a row! («Три подряд!»).
Учащиеся выбирают 9 карточек и раскладывают на заранее приготовленное учителем игровое поле, состоящее из девяти квадратов. Учитель вытаскивает карточку из стопки на столе и называет её. Если у учащегося есть такая карточка, он переворачивает ее. Тот, у кого получится ряд из трёх перевёрнутых карточек, говорит: «Three in a row». Продолжать игру до тех пор, пока учащиеся перевернут все свои карточки. По окончании игры дети называют все слова на своём игровом поле.
Навык чтения вслух формируется и на целых текстах. Не следует один и тот же текст читать многократно, не меняя при этом задание. Практически на каждом уроке учащиеся читают новый текст. Если же один и тот же текст предлагается прочитать дважды, в классе и дома, то задания к нему меняются.
В организации обучения выразительному чтению, помимо прослушивания аудиозаписей и имитационного чтения, можно использовать:
-Интонационную разметку (то есть поставить ударения, разделить на синтагмы, указать мелодику), цель такой работы — подготовить детей к осознанной имитации.
-Парное обращенное чтение, которое направлено на развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу.
-Контрольное индивидуальное чтение вслух.
При чтении вслух важно следить за эмоциональностью и выразительностью. Для этого следует давать учащимся специальные задания типа: представь себе, что ты посылаешь звуковое письмо другу, в котором рассказываешь о …
С целью совершенствования техники чтения на уроках следует проводить упражнения, предназначенные для развития беглости чтения про себя, так как в процессе самостоятельного чтения учащиеся не могут следить за своим темпом и тем более ускорять его. Для этой цели целесообразно использовать небольшие по объему тексты, с тем, чтобы все упражнение, выполняемое в условии дефицита времени, занимало не более 5–6 минут. Большое значение имеет в данном случае регулярность проведения этого упражнения, а не количество читаемого за один раз.
При переходе от чтения вслух к чтению про себя можно давать различные задания поискового и описательного характера. Исключительное значение имеет использование описательных форм работы над текстом. На заключительном этапе работы над лексическим материалом создается возможность «превратить» деятельность в умение и навык. Ученик должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого им самим должен быть найден выход.
Описательные формы работы над текстом имеют преимущества перед простым пересказом, так как они позволяют создать у учеников заранее некоторые общие установки на понимание текста.
В заданиях на уроках чтения можно выделить 3 группы:
-игровые;
-работу с пониманием содержания текста;
-дискуссионные (более приемлемы в старшей школе, но элементы постепенно вводятся и на начальном этапе).
Игровые приемы:
-объявление о розыске (Кто? Откуда? Возраст? Что носил? Где видели? С кем? Внешность? Зачем разыскивается?);
-бюро находок (игры с предметами и картинками — Чье это? Что взяли с собой? Что забыли?);
-путаница с именами (поиск ошибок во фразе типа «Мистер и миссис Дарлинг, их дочь Нана и сын Питер — пираты»);
-создание киносценария (Каких персонажей и в какой местности вы будете снимать?);
-воздушный шар (Без кого из второстепенных героев может обойтись сюжет?);
-кроссворд (с использованием лексики из текста).
На понимание содержания текста:
-Расположи события в хронологическом порядке.
-Узнай героя по описанию, кто был положительный, а кто отрицательный, что случилось с каждым в конце.
-Каждый герой имеет свой секрет: какой и почему?
-Кто и когда был удивлен, испуган, рассержен, расстроен?
-Кто это сказал? В какой ситуации?
-Выбери иллюстрацию, которая подходит/не подходит к тексту, эпизоду.
-Начерти текстограмму эмоций героя.
Дискуссионные:
-Подбор эпиграфа.
-Причины и следствия событий.
-Личное отношение к поступкам героя.
-Личностные изменения героя.
-Советы героям.
-Подбор аргументов.
Работая над текстом, можно также подбирать пословицы, выражающие суть эпизодов, что позволяет знакомиться с народным творчеством. Продолжением работы над текстом в случае, если он является фрагментом художественного произведения, может быть просмотр фильма или спектакля.
Уроки чтения будут богаче и интереснее, если учитель будет включать в их содержание аудиосредства. Использование записей небольших по объёму произведений с визуальной опорой на печатный текст помогает в обучении выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Особое значение имеют аудиозаписи при чтении стихов, переводе стихотворных произведений.
В заключение следует отметить, что работа над текстом дает ученику возможность расширить уже имеющиеся у него знания в той или иной области. Текст выполняет две основные функции: познавательную и воспитательную.
Чтение материалов о разных аспектах культуры стран изучаемого языка способствует созданию условий не только для активной познавательной деятельности, но и для воспитания таких качеств, как уважение к иной культуре, лучшее осознание своей родной культуры, формирование готовности к межкультурному диалогу.
Читая, учащиеся приобщаются к новому для них миру.
© 2018, Бруенкова Людмила Федоровна 2001