СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыка выразительного чтения на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение чтению на английском языке, является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Знакомство с языком посредством чтения необходимо, так как это позволяет совершенствовать английский язык, расширять лексический запас, знакомиться с культурным наследием, иметь возможность знакомиться и наслаждаться чтением неадаптированной литературы в оригинале. Чтение в современном мире является оптимальным способом передачи информации, и человек, свободно читающий и разбирающийся в качественной литературе, человек, свободно адаптирующийся в информационном потоке, имеет больше шансов к успешному развитию и расширению своих возможностей. Также, обучение чтению на английском языке, является прекрасным инструментом для развития устной речи, оттачивания навыков грамотного произношения, выразительности и восприятия речи на слух.

Чтение является важным аспектом ещё и потому, что обеспечивает процесс коммуникации между учителем и учеником, между учеником и учеником. Ориентация образования имеет главную цель — развитие личности ученика на основе освоения различных способов действий, формирование у него умений ориентироваться в больших объемах информации, совершенствовать умения правильного, эффективного чтения.

Следовательно, важно обучить школьников хорошему, выразительному чтению на раннем этапе обучения. Существует множество приемов, позволяющих сделать процесс овладения правилами чтения более увлекательным и эффективным. Если преподнести учебный материал в ненавязчивой и занимательной форме, то успех будет обеспечен. Все уроки должны быть эмоционально насыщены, тогда у детей возникнет постоянная мотивация к изучению английского языка, и они с нетерпением будут ожидать следующего урока. Важно, чтобы ребенок стал на уроке активным участником, а для этого нужно, чтобы каждый ученик был главным действующим лицом на занятии, чувствовал себя свободно и комфортно. В этом возрасте усваивается лучше тот материал, который вызывает интерес и имеет практическую значимость для учащегося. Ребенок в этом возрасте живет в особом мире – мире игры и сказки. Обучение через игру и сказку, где ребенок является активным участником – вот способ эффективной работы.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Эта особенность игры несет в себе большие возможности для управления процессом активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Игры комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности. Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно. В практике обучения учителя используют лексические и грамматические игры, игры на внимание и игры, способствующие развитию памяти. Очень эффективно использовать игры и сказки для развития навыков выразительного чтения.

Важно отметить, что в организации обучения чтению на начальном этапе необходимо, помимо навыков чтения, отрабатывать артикуляцию, которая определяет качество чтения. Фонетическая отработка текста сочетается с работой в аспекте осознанности чтения: пониманием значения (переводом) незнакомых слов, объяснением грамматических явлений, переводом сложных синтаксических структур текста.

Для освоения графемно-фонемных соответствий на сознательной основе на начальном этапе обучения чтению можно выполнять следующие упражнения:

-ученик пытается прочитать слово самостоятельно;

-учитель дает образцовое чтение;

-класс читает хором после учителя;

-ученик читает вслух;

Обучение чтению слов может осуществляться:

-на основе ряда слов с одним и тем же звуком, читаемых по правилам. Слова, не соответствующие этому правилу, но с тем же звуком, тоже включаются в ряд этих слов, например duck, run, jump, son, mother;

-с использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв, передающих данный звук, например [u:]: too, school, fruit, ruler, blue, two, do;

-с использованием полной транскрипции слов;

-по аналогии, например, дети умеют читать слова right, night, им нужно прочитать новое слово light. (Для правила мало слов, а установить ассоциацию нужно). Или brought — thought, ring — bring, drink — think.

Во всех случаях желательно, чтобы первыми читали дети, чтобы учащиеся читали осознанно. В случае чтения за учителем или диктором слов овладение чтением происходит на основе имитации.

Случается, что в используемых учебниках для начального этапа обучения недостаточно заданий для закрепления правил чтения. В таком случае на уроках можно использовать дополнительные упражнения, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать) и выразительности.

Примеры таких упражнений:

1. Odd one out (Убери лишнее слово):

a)Pet,red,pen,Pete,hen. b) And, take, Ann, bad, fat.

2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):

Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.

В современной методике детей обучают чтению целых слов, используя приём «Look and say» («Посмотри и скажи»). Автоматизация распознания новых слов и их написание происходит в различных игровых заданиях, которые можно использовать при фронтальной, групповой и парной работе.

Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

Для проведения следующих игр понадобятся индивидуальные комплекты карточек.

Memory «Pairs». (Игра на развитие памяти «Пары»).

Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание «Прочитай слово и найди картинку». Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар.

Three in a row! («Три подряд!»).

Учащиеся выбирают 9 карточек и раскладывают на заранее приготовленное учителем игровое поле, состоящее из девяти квадратов. Учитель вытаскивает карточку из стопки на столе и называет её. Если у учащегося есть такая карточка, он переворачивает ее. Тот, у кого получится ряд из трёх перевёрнутых карточек, говорит: «Three in a row». Продолжать игру до тех пор, пока учащиеся перевернут все свои карточки. По окончании игры дети называют все слова на своём игровом поле.

Навык чтения вслух формируется и на целых текстах. Не следует один и тот же текст читать многократно, не меняя при этом задание. Практически на каждом уроке учащиеся читают новый текст. Если же один и тот же текст предлагается прочитать дважды, в классе и дома, то задания к нему меняются.

В организации обучения выразительному чтению, помимо прослушивания аудиозаписей и имитационного чтения, можно использовать:

-Интонационную разметку (то есть поставить ударения, разделить на синтагмы, указать мелодику), цель такой работы — подготовить детей к осознанной имитации.

-Парное обращенное чтение, которое направлено на развитие способности наилучшего понимания содержания и передачи его другому лицу.

-Контрольное индивидуальное чтение вслух.

При чтении вслух важно следить за эмоциональностью и выразительностью. Для этого следует давать учащимся специальные задания типа: представь себе, что ты посылаешь звуковое письмо другу, в котором рассказываешь о …

С целью совершенствования техники чтения на уроках следует проводить упражнения, предназначенные для развития беглости чтения про себя, так как в процессе самостоятельного чтения учащиеся не могут следить за своим темпом и тем более ускорять его. Для этой цели целесообразно использовать небольшие по объему тексты, с тем, чтобы все упражнение, выполняемое в условии дефицита времени, занимало не более 5–6 минут. Большое значение имеет в данном случае регулярность проведения этого упражнения, а не количество читаемого за один раз.

При переходе от чтения вслух к чтению про себя можно давать различные задания поискового и описательного характера. Исключительное значение имеет использование описательных форм работы над текстом. На заключительном этапе работы над лексическим материалом создается возможность «превратить» деятельность в умение и навык. Ученик должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого им самим должен быть найден выход.

Описательные формы работы над текстом имеют преимущества перед простым пересказом, так как они позволяют создать у учеников заранее некоторые общие установки на понимание текста.

В заданиях на уроках чтения можно выделить 3 группы:

-игровые;

-работу с пониманием содержания текста;

-дискуссионные (более приемлемы в старшей школе, но элементы постепенно вводятся и на начальном этапе).

Игровые приемы:

-объявление о розыске (Кто? Откуда? Возраст? Что носил? Где видели? С кем? Внешность? Зачем разыскивается?);

-бюро находок (игры с предметами и картинками — Чье это? Что взяли с собой? Что забыли?);

-путаница с именами (поиск ошибок во фразе типа «Мистер и миссис Дарлинг, их дочь Нана и сын Питер — пираты»);

-создание киносценария (Каких персонажей и в какой местности вы будете снимать?);

-воздушный шар (Без кого из второстепенных героев может обойтись сюжет?);

-кроссворд (с использованием лексики из текста).

На понимание содержания текста:

-Расположи события в хронологическом порядке.

-Узнай героя по описанию, кто был положительный, а кто отрицательный, что случилось с каждым в конце.

-Каждый герой имеет свой секрет: какой и почему?

-Кто и когда был удивлен, испуган, рассержен, расстроен?

-Кто это сказал? В какой ситуации?

-Выбери иллюстрацию, которая подходит/не подходит к тексту, эпизоду.

-Начерти текстограмму эмоций героя.

Дискуссионные:

-Подбор эпиграфа.

-Причины и следствия событий.

-Личное отношение к поступкам героя.

-Личностные изменения героя.

-Советы героям.

-Подбор аргументов.

Работая над текстом, можно также подбирать пословицы, выражающие суть эпизодов, что позволяет знакомиться с народным творчеством. Продолжением работы над текстом в случае, если он является фрагментом художественного произведения, может быть просмотр фильма или спектакля.

Уроки чтения будут богаче и интереснее, если учитель будет включать в их содержание аудиосредства. Использование записей небольших по объёму произведений с визуальной опорой на печатный текст помогает в обучении выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Особое значение имеют аудиозаписи при чтении стихов, переводе стихотворных произведений.

В заключение следует отметить, что работа над текстом дает ученику возможность расширить уже имеющиеся у него знания в той или иной области. Текст выполняет две основные функции: познавательную и воспитательную.

Чтение материалов о разных аспектах культуры стран изучаемого языка способствует созданию условий не только для активной познавательной деятельности, но и для воспитания таких качеств, как уважение к иной культуре, лучшее осознание своей родной культуры, формирование готовности к межкультурному диалогу.

Читая, учащиеся приобщаются к новому для них миру.

12.03.2018 22:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП