СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время наблюдается стойкое повышение количества детей с ОВЗ и детей инвалидов – это вызвано как социально-экономическими условиями развития страны, так и экологическими, техногенными катастрофами, боевыми действиями и т.д. А также увеличивается количество социально-опасных заболеваний - употребление наркотиков, курение, пьянство.В обществе наблюдается тенденция к переводу этих детей в общеобразовательные школы. На пример в нашей школе обучаются дети с диагнозами ЗПР и ДЦП.
Эти дети требуют создания особых образовательных условий. Одним из условий является разработка адаптивной программы и индивидуальных учебных планов.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ:
Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия новых знаний». Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся. Предложение учащимся посильного учебного материала. Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся.
Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.
Акцентирование внимания школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии. Обсуждение на уроках биологии интересных фактов из жизни животных и растений. Доброжелательное отношение учителя к обучающимся, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.
С целью исправления недостатков психического развития, присущих учащимся с ЗПР, усвоения базовых знаний по биологии, привития интереса к предмету, доступности обучения, а так же приближения уровня развития учащихся к норме, применяю на уроках специальные коррекционно-развивающие упражнения, такие, как:
Карточки с заданиями по коррекции и развитию познавательных процессов учащихся: Карточки-опоры.Карточки для устного опроса. Биологические диктанты.Карточки-схемы( законченные и незаконченные) Упражнения связанные с тактильно двигательным восприятием.
ВИДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ:Упражнения связанные с тактильным восприятием.Копирование изображения по образцу.«Узнай по контуру»,«Кусочки целого»
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:«Запомни и нарисуй».«Найди смысловые связи»,«Один лишний».«Раздели на группы»
СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ: Повторение изученного материалаЗакрепление. Обобщение и систематизация знаний. Контроль знаний. Домашние задания.
РЕЗУЛЬТАТ :Позитивная динамика в коммуникативном развитии.Повышение уровня :речевой инициативы.интереса к предметувсех сфер познавательной деятельности. Положительный эмоциональный настрой на урок. Пример:
№ п/п |
Наименование разделов, тем. |
Всего час. |
В том числе |
Формы контроля |
||
Лекции |
тренинги, деловые игры и др. |
Практич., лабораторные, семинарс-кие занятия |
||||
1 |
Клетка |
4 |
3 |
4 |
||
1.1 |
Строение микроскопа, Лупы. |
1 |
1 |
1 |
Работа с карточками-пазлами |
|
2.2 |
Строение растительной клетки |
1 |
1 |
1 |
Тестирование |
|
2.3 |
Жизнедеятельность клетки |
1 |
1 |
1 |
Опрос |
|
2.4 |
Деление клетки |
1 |
1 |
1 |
1 |
Работа с микроскопом |
2. |
Грибы |
4 |
3 |
1 |
2 |
|
2.1 |
Общая характеристика грибов. |
1 |
1 |
Устный ответ |
||
2.2 |
Шляпочные грибы. |
1 |
1 |
Викторина |
||
2.3 |
Плесневые грибы. |
1 |
1 |
1 |
Работа с препаратами плесневых грибов. Викторина |
|
2.4 |
Грибы паразиты |
1 |
1 |
1 |
Работа с таблицами |
|
3 |
Царство растения. |
6 |
6 |
1 |
||
3.1 |
Водоросли. |
1 |
1 |
Работа с таблицами |
||
3.2 |
Мхи. |
1 |
1 |
Викторина |
||
3.3 |
Лишайники |
1 |
1 |
Тестирование |
||
3.4 |
Голосеменные растения. |
1 |
1 |
1 |
Работа с карточками |
|
3.5 |
Цветковые растения |
1 |
1 |
Работа с гербариями |
||
3.6 |
Закрепление по теме растения. |
1 |
1 |
Тестирование |
Содержание коррекционной программы
Тема: » Клетка» рассчитана на 4 часа. Учащиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов (лупа, микроскоп); с клеткой и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. Лабораторные работы. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Для лучшего усвоения темы применяются коррекционно-развивающие упражнения:
Задание: Перечислить предложенные термины органоидов клетки в алфавитном порядке и подписать их на карточке с изображением клетки.
Задание выполняется устно или письменно, фронтально или индивидуально, за определенное количество времени.
1) ТЕМА « РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА» 6 класс.
ТЕРМИНЫ |
№ по алфавиту |
Оболочка |
4 |
Цитоплазма |
7 |
Ядро |
8 |
Хлоропласт |
6 |
лизосома |
3 |
Клеточный сок |
2 |
Вакуоль |
1 |
Поры |
5 |
© 2015, Арбузова Елена Александровна 935