СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая предметно-пространственная среда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта.

Одним из необходимых условий в обучении и воспитании детей в ДОУ становится создание развивающего пространства. Развивающая предметно-пространственная среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.

Проектируя развивающую предметно-пространственную среду, мы руководствовались требованиями, предъявляемые к развивающей предметно-пространственной среде федеральным государственным образовательным стандартом.

В концепции дошкольного воспитания прописано: организация предметной среды должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка.

В.А. Петровский, Л.М.Кларина, др. в своей концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования трактуют среду, окружающую детей в детских садах и детских домах, обеспечивающую безопасность их жизни, способствующая укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Концепция С. Л. Новоселовой в целом основывается на деятельностно - возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.

В концептуальном положении построения среды эмоционально-чувственного развития прописано: важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития. Для работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатели и методисты ДОУ были сориентированы не столько на создание предметно-развивающей, но и эмоционально-развивающей среды в группе, как условие дальнейшего успешного и гармоничного развития ребёнка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте развивающая предметно-пространственная среда сочетает концепции многих авторов и трактует нам общие принципы построения предметно-пространственной среды ДОУ, которая отвечает за полноценное и всестороннее развитие личности ребенка.

Первым требованием является обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития:

Модель построения развивающей предметно - пространственной среды ДОУ не носит узконаправленного характера (по видам детской деятельности или возрастам), а формируется одновременно по всем направлениям развития, что способствует целостности развития ребенка.

При проектировании среды расположение игрового оборудование представлено с учетом необходимости обеспечения режима смены динамических поз. Для совершенствования физических качеств детей предусмотрено нетрадиционное использование коридоров, в которых размещены спортивно - игровые мобили: «Коридор-стадион», дерево «Вырастайка», стена осанки. С целью развития зрительной координации, тренировки глазных мышц применяем схемы - тренажеры зрительных траекторий, метки на стекле. Для уменьшения психоэмоционального напряжения, в качестве естественных регуляторов состояния воздушной среды группы используются фитомодульные композиции, аромамедальоны.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В исследовательских центрах групп оборудованы лаборатории, оснащенные емкостями для исследования (воды, теста, из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т.д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т.е. предоставляется «ключ» к освоению действительности, законов ее организации.

Игровые компьютеры, электронные, механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор.

Продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Расположенные в центре искусств репродукции, картины, этюды, скульптуры обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки.

Знакомство с произведениями поэтов и писателей, отображающих первоначальные представления о нравственной, эстетической, трудовой культуре родного края представляет для ребёнка особую эмоционально-жизненную ценность, тем самым складывая положительное отношение ребёнка к окружающему миру, себе, другим людям.

Различные средства изобразительной деятельности — мелки, краски, кисти, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная «стена творчества», оргстекло, ватман, ткань, — позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание.

Другой элемент среды – сказочные герои, «живущие» в группе побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.).

Побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей призваны различные виды театров: пальчиковый, театр на рукавичках, театр шариков и кубиков, настольный театр, стендовый театр, костюмы для игр-драматизаций. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

В речевом центре может быть оборудовано пространство магнитной азбукой, комплектом цветных магнитов. Здесь же могут находиться: буквенные и цифровые фризы, слоговые часы, игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание, сигнальные карточки, четки из бусинок – для формирования размеренного темпа речи и развития тонкомоторной координации. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и функций, составляющих психологическую базу речи, стимуляцию речевой деятельности и речевого общения.

Второе требование - это обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения:

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, т.е. развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

1. Создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

2. Предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

3. Ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

4. Активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

5. Ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

При организации предметно-пространственной среды в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, мы в своем ДОУ стараемся учитывать то, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка:

закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья,

коммуникативные особенности,

уровень общего и речевого развития,

эмоционально-потребностную сферы.

Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – это то на наш взгляд, чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Каждый ребенок развивается и растет по-своему, у него особый темперамент, стиль восприятия и своя семья. Эти индивидуальные различия должны учитываться как в программе, так и во взаимоотношениях детей и взрослых. Ребенок учится в результате взаимодействия его собственных мыслей и опыта с материалами, идеями и людьми. Эта практика должна соответствовать его возрастным возможностям и в то же время активизировать его интерес и понимание.

При проектировании предметно-пространственной среды в данном случае учитывается наполнение центров активности, деятельность в которых планируется индивидуально каждым ребенком, в зависимости от его возможностей, способностей. Когда ребенку дается задание, сложное для его уровня, но все же выполнимое, он получает положительный «заряд», и у него появляется желание продолжать исследовать экспериментировать, пробовать. Если же задания слишком сложны или, наоборот, легки для наличного уровня развития ребенка, он теряет интерес, скучает, становится беспокойным, испытывает фрустрацию.

24.06.2017 15:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!