СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ребенок не хочет помогать
Я редко делаю перепосты чужих статей. Это тот случай, когда текст у меня сильно откликается. Прочитав житейскую историю ниже, возможно, вы найдете свою ошибку в воспитании.
Хвали, даже если хочется плакать
Скажу честно — я родителям не помогала. Точнее, когда-то, в очень раннем возрасте я пыталась, но им это не нравилось:
Нет, мама не хотела меня обидеть. Она хотела, как лучше. Сделать все быстрее и идти со мной гулять. У нее было еще столько дел! И я перестала мешать. Я вообще перестала что-то пытаться делать по дому.
Это она мне рассказывала уже тогда, когда я стала взрослой. «Если бы все вернуть назад!», — вздыхает она сейчас. Я и готовить, собственно, научилась, только когда вышла замуж. Одна моя подруга до сих вспоминает, как я звонила ей и шептала в трубку, чтобы муж не слышал: «Оль! Скажи, как варить бульон».
… Помню, свекровь, бабушка Катя, женщина простая, выросшая в деревне, в многодетной семье, как-то сказала мне: «Пусть всегда помогают, даже если мешают. И хвали! Хвали! Даже если от помощи хочется плакать!». Я видела, как она хвалила внучек, когда они помогали ей жарить котлеты, и весь стол, кухня, занавески, об которые кто-то вытер в кулинарном запале руки, были в фарше.
Как же они радовались! И как хотели еще помогать. Кричали наперебой: «Бабушка, что еще для тебя сделать?». А она улыбалась. И как им нравится помогать второй своей бабушке, моей маме, лепить пельмени. Ее уже не волнует, что девчонки «переведут» фарш с тестом. Наверное, это приходит с годами.
Не буду делать глубокомысленных выводов и рассказывать, как нужно воспитывать детей. Каждая мама знает сама. Да и не помудрела я, пока для этого. Но жизнь сделала все за меня: у нас четверо детей, и ясно, что без их помощи я просто не справлюсь. Да, пока они научатся, я выпью не один пузырек валерьянки, но другого пути, видимо, нет.
Кстати, старшая Варя уже может все! Она моя главная опора и поддержка. Правда, научила ее этому не я. Просто, когда рождались ее младшие сестренки, ей пришлось многое делать самой. И ей это нравилось. Детям вообще важно чувствовать, что они могут нам помочь и сделать что-то «взрослое».
Ребенок не хочет помогать (мой опыт)
Мой личный опыт немного пересекается с опытом Елены, но любой опыт надо изучать с начала. Начну со своего детства. Мне кажется, корни проблемы именно в нем. Мое детство прошло без посудомоечной машины. И даже стиральные машины-автоматы тогда отсутствовали. У нас был огромный огород и участок земли, на которых трудилась вся семья. Мама была вынуждена делегировать уборку дома мне достаточно рано. Я даже не помню в каком возрасте это произошло. С детства уборка проходила по субботам и была для меня обязаловкой. Мама в это время занималась стиркой и работами на огороде. К появлению своих детей я была твердо уверена, что обязывать детей помогать в быту неверно.
Я наивно считала, что детям полезнее заниматься творчеством, играми и другими детскими делами. Я начала воспитывать Надю именно с этой позицией. В итоге к 6 годам(к году рождения Вероники) получила полную эгоистку в плане помощи по дому. У нее жизнь – творчество, в которой не место обыденностям типа уборки. Уборка Нади – это серьезное показательное мероприятие, которым она радуется нас не чаще, чем 1 раз в две недели. Этим мероприятием она демонстрирует свои способности по максимуму. И да, она может навести идеальный порядок, когда захочет. Но привычки соблюдать чистоту регулярно у нее нет. Я сожалею об упущенном воспитательном моменте, ведь привычка контролировать порядок в своем пространстве дает бонусы организованности личности в целом.
Веронике уже два года, и она растет хозяйственной. Если что-то прольет на пол, бежит за тряпкой, вытирает. Если испачкает одежду, тут же кидает в стиральную машину, и требует запускать стирку.
При завершении игры, игрушки, в которых мало деталей складывает в коробку сама. Если деталей много, складываем вместе. Уборкой игрушек я стараюсь не заниматься, ведь этим я лишаю детей воспитательного момента. И таких нюансов очень-очень много.
Прочитав статью Елены «Хвали, даже если хочется плакать», я окончательно прояснила для себя очередную ошибку в воспитании. Но даже после чтения этой статьи, ловлю себя на том, что маленькую Веронику хвалю за каждую попытку помощи. Что касается Нади, то по инерции, и в силу ее возраста, не могу удержаться от недовольства при ошибках. Даже если его не высказываю, то отношение к ее помощи обыденное, и она это ощущает. Сознательно я понимаю, что Надя нуждается в эмоциональной поддержке в направлении помощи по дому.
В идеале родители должны акцентировать значимость и важность каждого маленького жеста, чтобы привычка убирать сформировалась естественным образом.
© 2022, Игнатова Светлана Вячеславовна 267