СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая среда ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы логопеда.

Дорогие родители!

Обращаете ли Вы внимание на то, как говорит Ваш ребёнок, понимают ли его речь окружающие, может ли он точно выразить то, о чем хочет сказать?

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования человеческой личности.

Благодаря речи маленький человек познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.

В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. При помощи речи он выражает свои потребности, говорит о своих чувствах и переживаниях, делится впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринуждённое общение ребёнка с окружающими. При своевременном и правильном речевом развитии ребёнок обычно не испытывает трудностей в таком общении.

Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал: «…воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого».

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная, любящая семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребёнка. Недостатки речи влияют нередко на формировании характера ребёнка, отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.

Родители должны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Ребёнок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними, поэтому, чтобы научиться говорить, он должен, прежде всего, слышать речь. Вот почему речевое общение ребёнка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи.

Хотелось бы предостеречь родителей от распространённой ошибки – отмахиваться от детской «болтовни». Иногда она нам кажется утомительной и пустой, но это совсем не так – идёт становление речевых способностей, которое очень нужны Вашему ребёнку для успешной жизни.

Ни в коем случае не пресекайте его попыток поделиться впечатлениями, реагируя фразами типа «Отстань!», «Помолчи!», «Мне неинтересно». Лучше попробуйте корректировать речь малыша, спокойно и ласково устраняя раздражающие Вас моменты: «Ты говоришь много лишних слов, тебя трудно слушать», «Говори потише (помедленнее)» и т.п. Будьте уверены – в стремлении найти желанное взаимопонимание со взрослым ребёнок выполнит все Ваши условия, и обычный разговор о том, как прошел день в детском саду или в школе, превратится в ценнейшее речевое упражнение. Следите за логичностью и последовательностью детского рассказа, задавайте вопросы: «И что было потом?», «Ну и чем же закончилась эта история?». Восполняйте пропущенное: «Так у неё был день рождения? Ты об этом не сказала», «А где в это время были остальные?». Оценивайте и делайте выводы: «Весело у вас!», «Надо было сразу же сказать об этом воспитательнице» и т.п. Подталкивайте к размышлениям: «А зачем он это сделал?», «А как бы ты поступил на его месте?». Помогайте сформулировать мысль, исправляйте ошибки в произношении и ударении, подсказывайте слова – и Вы увидите, как быстро и легко ребёнок включит всё это в свой речевой багаж. Ни один учебник и ни один педагог не сможет так естественно и так эффективно развивать речевые умения, как это могут сделать любящие и неравнодушные родители в ежедневном общении с детьми. Только не переусердствуйте с «ценными указаниями», ваши вопросы и комментарии должны восприниматься ребёнком как стремление лучше и полнее понять все его мысли, чувства и переживания. Приучайте малыша смотреть прямо на говорящего, тогда ему легче перенимать артикуляцию взрослых.

Очень важным фактором в развитии речи являются положительные эмоции, которые стимулируют общую и речевую активность человека, а отрицательные эмоции – притупляют и гасят её. Поэтому абсолютно правы те родители и педагоги, которые, воспитывая и обучая ребёнка, заботятся не только о сумме знаний и умений, но и о создании положительного эмоционального настроя. Чем чаще Ваш малыш будет испытывать положительные эмоции, тем выше будет его стремление говорить, общаться, делиться с людьми переполняющими его чувствами и переживаниями.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

Если же в первые три года к речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Если родители часто общаются со своим ребёнком, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребёнка развивается своевременно и правильно.

Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, со временем проходящее. Это не совсем так, как неверно и мнение родителей о том, что если их ребёнок правильно произносит все звуки - значит, у него нет никаких речевых проблем. Следует внимательно отслеживать все стадии речевого развития ребенка, не стоит долго умиляться дефектам детской речи: неправильно произносимым звукам, подменам одних звуков другими и т.п. Если они не исчезнуть к пяти годам, это уже повод обратиться к специалистам.

Через год – два ваш ребёнок будет учиться в школе. У вас появятся новые заботы, радости, возможно и огорчения. Огорчений будет значительно меньше, если ребёнок подготовлен к новой, трудовой деятельности – учебной. Школа с первого класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребёнок, впервые переступивший порог школы, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных у него определённых навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от других учеников класса. С поступлением ребёнка в школу заканчивается период стихийного овладения речью и начинается сознательное постижение её законов и правил. Однако не стоит думать, что с этого момента развитие речи Вашего ребёнка - исключительно забота учителя. Став первоклассником, ваш малыш по-прежнему будет нуждаться в постоянном общении, обогащающем его речевой опыт, в положительных эмоциях и переживаниях, в хороших и добрых книгах, фильмах. Кроме того, теперь он ждёт от Вас поддержки и помощи в выполнении учебных заданий, в овладении премудростями чтения и письма. Приготовьтесь к тому, что Вам придётся заново учиться писать, читать и размышлять о прочитанном, говорить и слушать вместе с Вашим ребёнком.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического /звукового/ восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения).

Развитие фонематического слуха, развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно излагать свои мысли – важнейший момент в подготовке детей к школе.

Связная речь ребёнка – это результат овладения всеми сторонами родного языка: звуковой стороной, лексикой, грамматикой, Работа по её совершенствованию должна идти постоянно.

Каждый родитель заботится о будущем своего ребёнка. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание человека начинается в самом раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Чем раньше Вы обратите внимание на развитие речи Вашего малыша, при необходимости обратитесь к педагогам и специалистам, тем легче вашему ребёнку будет войти в новый этап его жизни, и тогда он переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Удачи Вам!

Категория: Логопедия
08.12.2021 09:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!