СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребёнка и исправить их до начала его обучения грамоте. Следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к пяти годам.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Выясним, что подразумевают понятия: «подготовка к обучению грамо­те», «обучение грамоте».

Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма. Необходимо выяснить, что является главным в процессе овладения чтением и письмом. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Подготовка к обучению грамоте - складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

Основы подготовки к обучению грамоте.

Постепенно ведя ребёнка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность – через игры со звуками. Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв также опасно, как давать в руки ребёнку любой предмет, с которым он ещё не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Предлагаю поиграть с вами в звуковые игры, «пропустить» их через себя, чтобы легко и радостно играть в них со своими детьми.

Игра «Поймай звук» (изолированное звучание, в слогах, словах).

Игра «Начало, середина, конец» (где в слове слышится звук «С»: марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос).

Игра «Ушки на макушке». – Я многократно произнесу одно и тоже слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть: сыр, сыр, сыр, сор, сыр, сыр. Шар, шар, жар, шар, шар. Рад, рад, ряд, рад, рад.

Игра «Верни шалунишку». – Какой первый звук в слове МОРКОВЬ? (звук М). Из моих слов убежал звук «М». Верните его в начало слова: -агазин, -ост, -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.

Игра «Цепочка слов». Детям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова.(Слон – нос –стол…)

- Что можно делать со звуками? (слышать и произносить). - На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные). - Сколько гласных звуков в русском языке? (шесть: И, Э, А, О, У, Ы). - Почему одни звуки называются гласными, другие согласными? В чём главное их отличие? (преграда). Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие).

-Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребёнком анализировать слова:

а)брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами Е, Ё, Ю, Я, Ь;

б) выделяя последовательно звуки в слове, научите ребёнка интонационно подчёркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например слова СОН. С-С-Сон – первый звук «С». СООООН – второй звук «О». СОННННН – третий звук «Н».

К концу подготовительной группы дети должны производить полный фонематический (звуковой) анализ слов.

Звуковой анализ включает

1.Определение наличия звука в слове (Игра «Будь внимательным»: Хлопни, если услышишь звук «У» в слове)

2. Определение первого и последнего звука. (Игра «Эхо»: Слушай мои слова, называй первый (последний) звук каждого слова. Игра «Цепочка»: друг за другом называют слова. Новое слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова – мухА – АвгусТ-Торт).

3. Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова)

4. Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый – мягкий; звонкий – глухой). Игра «Что ты знаешь про звук?»: что ты знаешь про звук «К». Расскажи про звук «К» в слове КИТ.

5. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Успехов вам!

Учитель – логопед: Качалова А. Г.

03.08.2021 21:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!