СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендация для воспитателей "Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для воспитателей

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста».

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игра для детей — куча песка!»

Песочная терапия — игра с песком — пользуется популярностью. Песок — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Игры с песком — один из самых приятных способов обучения. Во время игр обязательно комментируйте всё, что делает и видит ребёнок.

Игры с песком способствуют развитию ручной моторики, зрительно-двигательной координации и позволяют стимулировать речевую активность детей. Опыт показывает, что у детей с нарушением в речевом развитии часто наблюдается быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой активности. Стимулируя с помощью игр с песком мелкую моторику рук, тем самым мы активируем отделы головного мозга, зоны, отвечающие за речь. Игры и упражнения с песком позволяют добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместной игре в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка.

Кроме песка можно использовать в работе (манку, гречку, рис). В ходе деятельности предложить ребёнку задания:

Поскользите ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.) или ребром ладони;

  • создавать отпечатки ладоней, кулачков, всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно. Играя с детьми в увлекательные и интересные игры, как с сухим, так и с влажным песком: «Здравствуй, песок», «Что спряталось в песке?», «Бабушкино сито», «Песочные прятки», «Рисуем игрушки», «Узоры на песке», «Отпечатки», «Куличики», «Посадим цветочки» и т. д.

Во время проведения образовательной деятельности используйте песочную терапию, применяя такие формы работы с детьми, как:

  • Сюжетные игры — «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даём усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).
  • Игры-забавы — «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
  • Дидактические игры-упражнения — «Узоры на песке», «Мы создаём мир».
  • Рассказывание сказок — лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
  • Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечём пирожки».
  • Читаем на песке — предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
  • Рисуем песком — хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулёчек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
  • Конструирование — используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определённую форму «Замок из песка»).

Все игры и упражнения необходимо объединить общим сказочным игровым сюжетом «Знакомство с песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».

Можно выделить группы методов и приёмов песочной терапии, используемых в работе:

  • Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки);
  • Игровая деятельность (обыгрывание ситуации, инсценировка, элементы театрализации);
  • Словесные методы — беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, потешки, прибаутки);
  • Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:

  • значительно повышается общий эмоциональный фон;
  • снижается уровень тревожности;
  • быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
  • повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • усиливается самостоятельность ребёнка;
  • развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память и мышление), а также речь и моторика.

Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Песочная терапия — это очень эффективная технология развития познавательно-речевой активности у детей раннего возраста.

Составитель: учитель-логопед Семенова О.В.

МБДОУ детский сад №59 города Белово

Категория: Логопедия
25.02.2024 11:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!