СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ход урока:
Учитель: Ребята здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, он пройдет в форме состязания. А чтобы состязание прошло хорошо, давайте узнаем с каким настроением вы пришли на урок? На столе у вас три настроения, выберите одно из них и покажите. Молодцы! У всех хорошее настроение.
Первое задание у нас будет разминка «Гимнастика ума», т.е. устная работа.
Продолжить предложение (предложения записаны на слайде)
Квадратное уравнение это …
Полное квадратное уравнение…
Приведённое квадратное уравнение …
Неполное квадратное уравнение …
Дискриминант …
Корни квадратного уравнения …
Теорема Виета…
Старт
Учитель: Мы разминку провели, дружно все на старт пришли. Следующее состязание «Бег на время». Необходимо по заданным величинам (а, в, с) составить уравнения и внести в Таблицу. Кто преодолеет дистанцию первым, сигнализирует поднятием руки.
На столах лежат «листки учета» для каждого учащегося с таблицами (без записи уравнений). Такая же таблица вычерчена на слайде.
Класс разбит на три группы по степени усвоения (1-я сильные, 2-я средние, 3-я слабые).
Кто выполнит задание первым – получает 10 баллов;
Кто выполнит вторым – получает 8 баллов;
Кто заполнит третьим – получает 5баллов.
Все остальные, выполнившие правильно – получают 2 балла, а у кого есть ошибки – 1 балл
Все свои баллы занесите в таблицу.
(Таблица начерчена на одном листке с первой таблицей).
Учитель:
Вторым состязанием будет «Стрельба по мишени». Для этого необходимо подготовить «винтовки»- ручки и мишени.
Найти полные квадратные не приведенные уравнения, т.е. приготовить «мишени» (обучающиеся выбирают из таблицы неприведенные уравнения: №3, №6, №8).
А теперь будем стрелять в цель, т.е. найдем корни квадратных уравнений.
а) Ученики из 1-й группы решают с объяснением у доски:
№3
Решение:
2х2-х-3=0
Д =в2 - 4ас = 1-4·2·(-3)=25; Д >0; т.е. уравнение имеет 2 решения.
х1,2=
Ответ: х1 =1, х2 = -1,5.
№6
Решение:
7х2-5х+6=0
Д = в2 - 4ас
Д =25 - 4·7·6=25-168=-143; Д<0; уравнение действительных корней не имеет.
Ответ: решений нет.
№8
Решение:
9х2-12х+4=0
Д =в-4ас
Д =144-4· 9· 4 =144-144=0; Д=0, значит уравнение имеет одно решение.
х = ;
Ответ х =.
б) №9 решает 1-я группа самостоятельно
№10 решает 2-я группа самостоятельно
Решение:
9
3х2+2х-5=0;
Д =4- 4· 3·(-5) = 4+60 =64;
х 1,2=;
х1=1; х2 =;
Ответ: х1=1, х2=.
№10
2х2-5х+3=0;
Д=25-4· 2 ·3 =25-24=1;
х 1,2=;
х1=1; х2;
Ответ: х1=1, х2= 1,5.
Пока 1-я и 2-я группы работают самостоятельно, 3-я группа еще раз разбирает у доски решение уравнения:
3х2+8х-3=0
Д =в2-4ас=64-4· 3·(-3)=64-36=100;
х1,2 = ; х1= ; х2=-3.
Ответ: х1= ; х2=-3.
1-я и 2-я группа проверяют «попадания в мишень». Учитель на экране мультимедийного проектора демонстрирует решение.
Учитель:
Кто попал в «десятку», т. е. получил верный ответ, поставьте в таблице 10 баллов. Остальные, кто «не попал» - 0 баллов.
Пока идет проверка 1-й и 2-й группы 3-я группа решает самостоятельно уравнение
3х2+4х+1=0
Д=в2-4ас=16 - 4· 3· 1=4;
х1 =-1, х2= -. Ответ: х1=-1; х2= -.
(Решение записано на слайде мультимедийной доски).
Для проверки учитель открывает слайд, а в это время 1-я и 2-я группы записывают в тетрадях общий вид приведенного квадратного уравнения.
Физкультминутка
Учитель: Какой вид спорта требует от спортсмена не только быстроты и лов-
кости ног, но и зоркости (биатлон).
Учитель: Состязанье продолжаем, из лука мы теперь стреляем.
Выберите в таблице приведенные квадратные уравнения (№5, №7, №11, №13).
Ученик у доски прорешивает №5 с объяснением.
№5
х2-3х-10=0
Д =в2-4ас=9-4·( -10)=49
1+х2=3
х1 · х2 =-10
х1 =5
х2 = -2 Ответ: х1 =5, х2 =-2.
7
х2-4х+3=0
х1+х2 =4; х1 =1
х1 ·х2 = 3; х2 =3
Ответ: х1 =1, х2=3.
№11
х2+11х+30=0
х1+х2= -11; х1 = 5
х1 ·х2 = 30; х2 = - 6
Ответ: х1 =5, х2= - 6.
№13
х2+7х+10=0
х1+х2 = -7; х1 = -2
х1 ·х2 = 10; х2 = -5
Ответ: х1 = -2, х2= -5.
Кто решит первым, выходит и заполняет таблицу. Остальные все проверяют.
Кто решил первым – 10 баллов;
кто решил не первым, но верно – 8 баллов;
если решено не верно – 0 баллов.
Учитель:
Вы стреляли хорошо, поплывем теперь еще.
Каждая парта это байдарка на двоих, а вы гребцы. Чтобы не перевернулась ваша байдарка необходимо грести вместе, т.е. решать уравнение 2-я способами. Способы должны быть разными. Кто каким способом решает, выбираете сами.
Для проверки, решение уравнений выполнено на слайдах.
1 группа
х2-11х-42=0
2 группа
х2+х-12=0
3 группа
х2-10х+9=0
1способ
Д =121-4·(- 42)=289
х1 +х2=11 х1= 14
х1 х2= - 42 х2 =-3
Ответ: х1= 14, х2 =-3
1способ
Д =1- 4· (-12) =1+ 48=49
х1 +х2= -1 х1= -4
х1 х2= - 12 х2 =3
Ответ: х1= -4, х2 = 3
1способ
Д =100 - 4· 9=64
х1 +х2=10 х1= 1
х1 х2= 9 х2 = 9
Ответ: х1= 1, х2 = 9
2 способ
Д =121-4·(- 42)=289
х1,2 ==;
х1 =14, х2 =-3.
Ответ: х1= 14, х2 =-3.
2 способ
Д =1- 4· (-12) =1+ 48=49
х1,2 ==
х1= -4, х2 = 3
Ответ: х1= -4, х2 = 3
2 способ
Д =100 - 4· 9=64
х1,2 ==
х1= 1, х2 = 9
Ответ: х1= 1, х2 = 9
Идет взаимопроверка друг друга
Физкультминутка.
Учитель:
Физкультминутку проведем, мозг в порядок приведем.
А вопрос будет такой, не совсем скажу простой: «В каком виде спорта России нет равных»? (фигурное катание)
Учитель:
Вот последнее состязание:
Здесь пройдете испытание.
Три препятствия всего
Будет здесь для вас дано.
а) Вот и первое препятствие:
Из оставшихся уравнений найти и решить неполное квадратное уравнение, у которого в = 0, с = 0
5х2=0
х2=0
х1,2= Ответ: х=0.
б) Второе препятствие
Найти и решить неполное квадратное уравнение, у которого с = 0
3х2-х=0
х·(3 х-1)=0
х1=0 3х-1 =0;
3х=1;
х2=.
Ответ: х1=0, х2=.
в) Третье препятствие
Решить неполное квадратное уравнение, у которого в = 0
х2-25=0
х2=25;
х 1,2=;
х 1,2= ±5.
Ответ: х 1,2= ±5.
Все ответы верны – 10 баллов,
2 верных ответа – 5 баллов,
остальные – 0 баллов.
Учитель: Все препятствие прошли и до финиша дошли.
Финиш
Учитель:
А теперь мы отдыхаем, балы все свои считаем:
50 – 48 – «5»
47 – 45 – «4»
44 – 30 – «3»
Состязание наши подошли к концу, но надеюсь, что они не пройдут зря и соревнование в виде контрольной работы под названием «Решение квадратных уравнений» вы выиграете успешно. Для этого дома еще раз проведите зарядку, выполнив задание, которое записано на доске: №522 (2, 4), №523 (2, 4, 6) №524 (2, 4, 6)
-80%
© 2020, Султангазиева Айгул Абалиевна 216