СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение квадратных уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:

Учитель: Ребята здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, он пройдет в форме состязания. А чтобы состязание прошло хорошо, давайте узнаем с каким настроением вы пришли на урок? На столе у вас три настроения, выберите одно из них и покажите. Молодцы! У всех хорошее настроение.

Первое задание у нас будет разминка «Гимнастика ума», т.е. устная работа.

Продолжить предложение (предложения записаны на слайде)

  1. Квадратное уравнение это …

  2. Полное квадратное уравнение…

  3. Приведённое квадратное уравнение …

  4. Неполное квадратное уравнение …

  5. Дискриминант …

  6. Корни квадратного уравнения …

  7. Теорема Виета…

Старт

Учитель: Мы разминку провели, дружно все на старт пришли. Следующее состязание «Бег на время». Необходимо по заданным величинам (а, в, с) составить уравнения и внести в Таблицу. Кто преодолеет дистанцию первым, сигнализирует поднятием руки.

На столах лежат «листки учета» для каждого учащегося с таблицами (без записи уравнений). Такая же таблица вычерчена на слайде.

Класс разбит на три группы по степени усвоения (1-я сильные, 2-я средние, 3-я слабые).

Кто выполнит задание первым – получает 10 баллов;

Кто выполнит вторым – получает 8 баллов;

Кто заполнит третьим – получает 5баллов.

Все остальные, выполнившие правильно – получают 2 балла, а у кого есть ошибки – 1 балл

Все свои баллы занесите в таблицу.

(Таблица начерчена на одном листке с первой таблицей).

Учитель:

Вторым состязанием будет «Стрельба по мишени». Для этого необходимо подготовить «винтовки»- ручки и мишени.

Найти полные квадратные не приведенные уравнения, т.е. приготовить «мишени» (обучающиеся выбирают из таблицы неприведенные уравнения: №3, №6, №8).

А теперь будем стрелять в цель, т.е. найдем корни квадратных уравнений.

а) Ученики из 1-й группы решают с объяснением у доски:

3

Решение:

2-х-3=0

Д =в2 - 4ас = 1-4·2·(-3)=25; Д >0; т.е. уравнение имеет 2 решения.

х1,2=

Ответ: х1 =1, х2 = -1,5.

6

Решение:

2-5х+6=0

Д = в2 - 4ас

Д =25 - 4·7·6=25-168=-143; Д<0; уравнение действительных корней не имеет.

Ответ: решений нет.

8

Решение:

2-12х+4=0

Д =в-4ас

Д =144-4· 9· 4 =144-144=0; Д=0, значит уравнение имеет одно решение.

х = ;

Ответ х =.

б) №9 решает 1-я группа самостоятельно

№10 решает 2-я группа самостоятельно

Решение:

9

2+2х-5=0;

Д =4- 4· 3·(-5) = 4+60 =64;

х 1,2=;

х1=1; х2 =;

Ответ: х1=1, х2=.

10

2-5х+3=0;

Д=25-4· 2 ·3 =25-24=1;

х 1,2=;

х1=1; х2;

Ответ: х1=1, х2= 1,5.

Пока 1-я и 2-я группы работают самостоятельно, 3-я группа еще раз разбирает у доски решение уравнения:

2+8х-3=0

Д =в2-4ас=64-4· 3·(-3)=64-36=100;

х1,2 = ; х1= ; х2=-3.

Ответ: х1= ; х2=-3.

1-я и 2-я группа проверяют «попадания в мишень». Учитель на экране мультимедийного проектора демонстрирует решение.

Учитель:

Кто попал в «десятку», т. е. получил верный ответ, поставьте в таблице 10 баллов. Остальные, кто «не попал» - 0 баллов.

Пока идет проверка 1-й и 2-й группы 3-я группа решает самостоятельно уравнение

2+4х+1=0

Д=в2-4ас=16 - 4· 3· 1=4;

х1 =-1, х2= -. Ответ: х1=-1; х2= -.

(Решение записано на слайде мультимедийной доски).

Для проверки учитель открывает слайд, а в это время 1-я и 2-я группы записывают в тетрадях общий вид приведенного квадратного уравнения.

Физкультминутка

Учитель: Какой вид спорта требует от спортсмена не только быстроты и лов-

кости ног, но и зоркости (биатлон).

Учитель: Состязанье продолжаем, из лука мы теперь стреляем.

Выберите в таблице приведенные квадратные уравнения (№5, №7, №11, №13).

Ученик у доски прорешивает №5 с объяснением.

5

х2-3х-10=0

Д =в2-4ас=9-4·( -10)=49

12=3

х1 · х2 =-10

х1 =5

х2 = -2 Ответ: х1 =5, х2 =-2.

7

х2-4х+3=0

х12 =4; х1 =1

х1 ·х2 = 3; х2 =3

Ответ: х1 =1, х2=3.

11

х2+11х+30=0

х12= -11; х1 = 5

х1 ·х2 = 30; х2 = - 6

Ответ: х1 =5, х2= - 6.

13

х2+7х+10=0

х12 = -7; х1 = -2

х1 ·х2 = 10; х2 = -5

Ответ: х1 = -2, х2= -5.

Кто решит первым, выходит и заполняет таблицу. Остальные все проверяют.

Кто решил первым – 10 баллов;

кто решил не первым, но верно – 8 баллов;

если решено не верно – 0 баллов.

Учитель:

Вы стреляли хорошо, поплывем теперь еще.

Каждая парта это байдарка на двоих, а вы гребцы. Чтобы не перевернулась ваша байдарка необходимо грести вместе, т.е. решать уравнение 2-я способами. Способы должны быть разными. Кто каким способом решает, выбираете сами.

Для проверки, решение уравнений выполнено на слайдах.

1 группа

х2-11х-42=0

2 группа

х2+х-12=0

3 группа

х2-10х+9=0

1способ

Д =121-4·(- 42)=289

х12=11 х1= 14

х1 х2= - 42 х2 =-3

Ответ: х1= 14, х2 =-3

1способ

Д =1- 4· (-12) =1+ 48=49

х12= -1 х1= -4

х1 х2= - 12 х2 =3

Ответ: х1= -4, х2 = 3

1способ

Д =100 - 4· 9=64

х12=10 х1= 1

х1 х2= 9 х2 = 9

Ответ: х1= 1, х2 = 9

2 способ

Д =121-4·(- 42)=289

х1,2 ==;

х1 =14, х2 =-3.

Ответ: х1= 14, х2 =-3.

2 способ

Д =1- 4· (-12) =1+ 48=49

х1,2 ==

х1= -4, х2 = 3

Ответ: х1= -4, х2 = 3

2 способ

Д =100 - 4· 9=64

х1,2 ==

х1= 1, х2 = 9

Ответ: х1= 1, х2 = 9

Идет взаимопроверка друг друга

Физкультминутка.

Учитель:

Физкультминутку проведем, мозг в порядок приведем.

А вопрос будет такой, не совсем скажу простой: «В каком виде спорта России нет равных»? (фигурное катание)

Учитель:

Вот последнее состязание:

Здесь пройдете испытание.

Три препятствия всего

Будет здесь для вас дано.

а) Вот и первое препятствие:

Из оставшихся уравнений найти и решить неполное квадратное уравнение, у которого в = 0, с = 0

2=0

х2=0

х1,2= Ответ: х=0.

б) Второе препятствие

Найти и решить неполное квадратное уравнение, у которого с = 0

2-х=0

х·(3 х-1)=0

х1=0 3х-1 =0;

3х=1;

х2=.

Ответ: х1=0, х2=.

в) Третье препятствие

Решить неполное квадратное уравнение, у которого в = 0

х2-25=0

х2=25;

х 1,2=;

х 1,2= ±5.

Ответ: х 1,2= ±5.

Все ответы верны – 10 баллов,

2 верных ответа – 5 баллов,

остальные – 0 баллов.

Учитель: Все препятствие прошли и до финиша дошли.

Финиш

Учитель:

А теперь мы отдыхаем, балы все свои считаем:

50 – 48 – «5»

47 – 45 – «4»

44 – 30 – «3»

Состязание наши подошли к концу, но надеюсь, что они не пройдут зря и соревнование в виде контрольной работы под названием «Решение квадратных уравнений» вы выиграете успешно. Для этого дома еще раз проведите зарядку, выполнив задание, которое записано на доске: №522 (2, 4), №523 (2, 4, 6) №524 (2, 4, 6)

05.01.2020 18:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП