СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рейтинговая система оценивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рейтинговая система оценивания.

Как педагог стремящийся улучшить физическую подготовку учащихся и повысить рейтинг школы по физическим состязаниям, я хочу ввести в пятибалльную систему оценивания проект «Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и качества успеваемости по физической культуре», рассчитанный на учащихся 6-11 классов.

Актуальность данного проекта состоит в преимуществе рейтинговой системы перед пятибалльной, а практическая значимость заключается в возможности с большей объективностью оценивать знания и умения учащихся, повысить заинтересованность детей в учебном процессе, а учителю широко варьировать стимулы в процессе обучения.

Чтобы повлиять на развитие личности ученика, я как учитель должен поощрять его любые достижения. Пятибалльная система для этого не подходит, так как ее отметки делятся на «хорошие» и «плохие». Передо мной встал вопрос: как повысить мотивацию учащихся к занятиям физической культурой и качество знаний по предмету, если существуют проблемы при объективном оценивании учащихся на уроках.

  1. Если оценивать учащихся по контрольным нормативам, то дети со слабыми физическими возможностями обречены быть неуспевающими.
  2. Если оценивать только за прилежание, то теряется мотивация к повышению своих результатов.
  3. Если выставлять отметку, учитывая и прилежание, и выполнение нормативов, то очень сложно определить грань между низкой и более высокой отметкой.

Иными словами, существующая система оценивания (пятибалльная) применительно к урокам физической культуры имеет довольно-таки субъективный характер и не может объективно оценивать труд учеников. Все эти причины побудили меня перейти на рейтинговую систему оценки, чтобы ученик стремился сам зарабатывать баллы:

  • За прилежание
  • За выполнение нормативов
  • За участие в соревнованиях.

Таким образом, ученикам представилась возможность самим подсчитывать баллы и знать, почему они получили в итоге ту или иную оценку. И даже физически слабый ученик может заработать высокую оценку.

Конечно, прежде чем перейти на систему рейтингового контроля по физической культуре для учащихся гимназии, я осмыслила ее преимущества перед пятибалльной системой

В настоящее время рейтинговую систему применяют преподаватели различных дисциплин во многих учебных заведениях.

Многие подтверждают эффективность этой системы. И все-таки рейтинговая система еще не получила своего логического завершения. Дело в том, что различные варианты действуют автономно в рамках только одного, в лучшем случае, нескольких предметов и имеют различные «расценки», что не позволяет определить общий рейтинг ученика по всем предметам.

Поэтому первым условием для себя я поставил задачу найти общие отправные точки, позволяющие вывести какую-то закономерность или формулу, пригодную для определения рейтинга по любому предмету.

Кроме того, как второе условие, рейтинговая система должна легко сочетаться с 5-балльной или даже вытекать из нее непосредственно. Ведь существующая система обучения не позволяет нам окончательно отказаться от «троек», «четверок» и «пятерок».

Рассмотрев все условия я вывела формулу: Р=(У+Н)+П-Ш, где

Р –рейтинговая отметка

У – урок

Н – норматив

П – поощрительные баллы

Ш – штрафные баллы

Поощрительные и штрафные баллы я обсудила с учащимися, и мы решили:

I.Поощрительные баллы.

1. Посещение урока -5баллов.

2. Сдача нормативов – 1-5 баллов

3. Посещение спортивных секций (в школе) – 1балл

(вне школы) – 4 балла

4. Участие в соревнованиях

А) внуртишкольных: 1 место – 4 балла Б) городских: 1 место – 10 баллов

2 место – 3 балла 2 место – 8 баллов

3 место – 2 балла 3 место – 6 баллов

4 место -1 балл 4 место – 4 балла

5. За помощь учителю на уроке – 1-5 баллов

6. Премия за здоровье (не пропускал уроки по болезни) – 5 баллов

7. Уровень физической подготовленности (УФП) – высокий – 3 балла

вышесреднего – 2 балла средний – 1 балл

II. Штрафные баллы.

1. За отсутствие спортивной формы – 1-3 баллов

2. Опоздания – 1-3 баллов

3. Замечание по дисциплине – 1-3 баллов

4.Нарушение охраны труда (ОТ) – 1-5 баллов

5. За отказ выполнять упражнение – 0 баллов.

Итак, рейтинговая оценка получилась:

На «5» Р= (5*3+4*2) = 23 балла, где 5 – посещение уроков, 3- количество уроков; 4 - на «5» все нормативы выполнить сложно, 2 – количество нормативов.

На «4»: Р= (5*3+3*2)=21 балл На «3»: Р= (5*3+2*2)=19 баллов

Таким образом, у ученика появился интерес к учебному процессу. Желание набрать максимальное количество очков повысило его активность на уроках.

Раньше при подтягивании на перекладине ученик с хорошей физической подготовкой, выполнив норматив на «отлично», соскакивал со снаряда, далеко не исчерпав свои возможности. Тоже было и у девушек при отжимании. Состязательности не получалось. Сейчас ученик, преодолев рейтинговый барьер отличной и даже превосходной оценки, борется за престиж абсолютного рейтинга, стараясь показать максимальный результат.

Улучшилась дисциплина и активность. Рейтинговая система стала большим подспорьем в воспитательной работе. Штрафные очки за «неспортивное» поведение, пропуски занятий, опоздание, за отсутствие или неряшливость спортивной формы, за пассивность улучшили морально-этический климат в классе.

В процессе дальнейшей работы рейтинговой системы технология ее применения неизбежно будет совершенствоваться. Следовательно, и неизбежно коррективы некоторых первоначальных условий.

Опыт моих коллег показал, что рейтинговой системе надо создать ряд условий, без которых она не будет действовать.

1. Выработка у учащихся достаточно сильной мотивации к учению, обеспечивающей взаимозависимость текущей учебы и конечных результатов труда. Если не создать такую мотивацию, учащиеся будут противиться, кто открыто, кто внутренне такой системе определения оценок, т.к. при ее внедрении им гораздо сложнее будет при прежних затратах труда получить отличную или хорошую оценку.

2.Создание материальной базы, обеспечивающей полноправное функционирование рейтинговой системы оценок. Рейтинговая система предполагает полную гласность и наглядность.

3.Разработка математической системы оценок, то есть определения объема рейтинга оценок за изучение полного курса предмета.

4.Фиксирование и оценивание всех учебных действий учащихся во избежание обид и недоразумений.

Категория: Физкультура
04.10.2015 15:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!