Рекомендации для учащихся при подготовке к сочинению по литературе

Сочинение — форма самостоятельной письменной работы, которой необхо¬димо овладеть, чётко понимая особенности этой формы, представляя требова¬ния, которые предъявляют к сочинению. Научиться этому вполне в ваших силах при соблюдении определённых условий: Первое из них — хорошее знание литературных текстов, предложенных црограммой. Опыт показывает, что распространённое представление о том, что для успешного написания сочинения достаточно овладеть некоей универсаль¬ной схемой или запастись набором детально разработанных планов сочинений, несостоятельно. Без знания художественных текстов, особенностей творческо¬го пути писателя, реалий эпохи, в которую создавалось произведение и которую оно отражало, верно, полно, логично раскрыть тему невозможно. Второе условие. В работе над сочинением вам, несомненно, пригодятся знания теоретико-литературных понятий. Повторить этот материал можно по справочным изданиям различного типа: «Словарь литературоведческих тер¬минов», энциклопедический словарь «Юному филологу», энциклопедический словарь «Литературоведение». Овладев этими теоретическими знаниями, вы будете более уверенно чув-ствовать себя в анализе и проблематики, и системы персонажей, и авторской позиции, и особенностей сюжетно-композиционного строя произведения. Общие рекомендации. Сочинение по литературе — это показатель вашего интеллектуального раз-вития, вашего эстетического вкуса. Это — итоговый вид работы, результат всего того, чего вы, изучая художественное произведение, достигли. Сочинение сви¬детельствует о знании текста художественного произведения, о котором вы пи¬шете, умении его анализировать, зрелости ваших суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с текстом произведения и критической литературой обеспечивает проникновение в авторский замысел, постижение объективного смысла произведения. Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме, быть основано на знании текста. В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведче-ской терминологии, которую вы используете. Если приводите термин, не име¬ющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специаль¬но оговорить, что вы под ним понимаете. В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей, нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т. д. Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо про- слеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы ком¬позиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы). Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т. д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черно¬вики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также на литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом. Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными. Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо придерживаться соот¬ветствия стиля и содержания сочинения. Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идёт речь: вы пишете не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно! Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению. Композиция сочинения • Вступление; • основная часть; • заключение. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необхо¬димо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений. Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характе-ризующее основную идею произведения. Эпиграф в сочинении возможен, но не обязателен. Вступление вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может: • содержаться ответ на заданный по теме вопрос; • быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть к нему отсылка («Как вы понимаете смысл названия...»); • содержаться факт из биографии автора или характеризоваться историче¬ский период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; • быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («Тема судьбы...», «Образ героя...»). Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основ¬ной части. Если вступление такой функции не выполняет, лучше обойтись без него. Механически привязанное к главной части, оно нарушает композиционно-логическую стройность. В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или даёт краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нём анализируемого произведения. Часто во вступлении излагаются взгляды пишущего сочинение по проблеме, которая стоит в центре рассматриваемого произведения. Интересны нетрадиционные, нестандартные вступления, когда для зачина берут какой-либо факт из жизни или творчества писателя и, отталкиваясь от него, освещают тему сочинения. • Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произ¬ведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: • пересказа литературного произведения; • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно из¬лагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть: • короткой, но ёмкой; • органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к про-изведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить мно¬гие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недо¬печённый пирог. Основная часть должна быть более развёрнутой и составлять 3/4 всего сочинения, а вступление и заключение соот¬ветственно — 1/4 части сочинения. Этапы работы над сочинением Итак, написать сочинение — это значит передать в систематизированном виде ряд мыслей и фактов, изложенных под определённым углом зрения, с мо¬тивированным объяснением точки зрения автора. I. Обдумывание и уяснение темы, определение её границ, выявление её содержания Если вы не будете следовать этому требованию, ваше сочинение может быть написано не на тему, «мимо» темы, «по поводу» темы и т. п. Вы должны пони¬мать, к чему обязывает вас каждое слово в формулировке темы. Ответ на вопрос, поставленный темой, будет правильным и исчерпывающим лишь тогда, когда чётко осознан и выявлен весь круг проблем, содержащихся в теме. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскры¬тие темы, то есть сделали набросок плана сочинения. II. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей рабо¬той, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — чётко и ясно. Этот тезис пред¬ставляет собой прямой ответ на вопрос темы. III. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определённом порядке для обоснования тезиса Форма доказательства может быть дедуктивной, когда сначала высказыва¬ют тезис (общая мысль), потом называют частные мысли (аргументы), развива¬ющие общую мысль, то есть от общей мысли идут к частным, или индуктивной, при которой сначала называют частные мысли, затем ту общую, которая ими подтверждается. Обычно на экзаменах предлагают темы, допускающие дедук¬тивный путь их раскрытия. От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосно-вывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определённом порядке). IV. Подбор фактического и цитатного материала Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для под-тверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотвор¬ным отрывкам. Что касается отрывков из произведений художественной прозы или литературно-критических статей, которые труднее выучить наизусть, то их можно передать своими словами, разумеется, не заключая в кавычки. В про¬тивном случае неточное цитирование может считаться фактической ошибкой. Как писать сочинение • Приступая к работе над сочинением, нужно помнить, что главное — не то-ропиться. Основной недостаток многих письменных работ состоит в непонимании содержания текста, что является следствием невнимательного, поверхностного чтения. Это затрудняет и возможность выделить затрагиваемую автором пробле¬му, поэтому во время работы с художественным текстом нужно вникнуть в его содержание, а затем попробовать выписать вопросы, которые волнуют писателя. • Для того чтобы выстроить логическую цепочку, обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будете делить текст сочинения на абзацы. • Постоянно сверяйте свой текст с заголовком сочинения и отправной точкой своего текста — содержанием вступления. Это поможет вам не отступать от темы сочинения. • Раскрывайте тему в соответствии с составленным планом. С помощью язы-ковых средств выражайте логические отношения • Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на основную мысль сочинения, его идею, сформулированную во вступлении. • Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обо-роты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений. • Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунк-туационные правила при цитировании. • Работайте с черновиком! Это поможет вам скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки. • Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение, можно заменить синонимом. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно. Рекомендации по оформлению черновика 1. Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предло¬жения. 2. Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может пона-добиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а на оборотной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите вставку. 3. Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как её исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможе¬те вернуться к этой фразе и исправить её. 4. Соблюдайте абзацы. На границе частей сочинения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку. 5. При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз. Во время написания текста могут появиться тяжеловесные предложения. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длин¬ной фразы сделать две покороче или вообще убрать кое-какие слова, оказа¬вшиеся лишними. 6. Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые из-менения в тексте могут привести к тому, что должна быть изменена форма слова, но по невнимательности ученик забывает это сделать сразу. В резуль¬тате нарушаются грамматические законы связи слов и появляются грамма¬тические ошибки. Чтобы их избежать, помните, что после любого измене¬ния в тексте надо медленно и выразительно, желательно вслух (шёпотом!), прочесть весь кусок текста, в котором проделаны изменения. Все граммати¬ческие сдвиги вы сможете уловить и исправить. Анализ стихотворения. Восприятие лирики читателем предельно субъективно, глубокий же анализ стихотворения сродни искусству. Не случайно М, И. Цветаева, говоря о беззащит¬ности художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет». Каждое стихотворение по-своему уникально: в одном случае размер стиха имеет со¬держательный смысл, в другом — лирический сюжет свёрнут настолько, что почти полностью уходит в подтекст стихотворения. Главные задачи поэта в конкретном стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния ге¬роя, воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха. Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наи¬более общих возможных аспектах анализа стихотворения, умение его интер¬претировать. Предложенная в схеме последова¬тельность анализа стихотворения условна, хотя и обладает определённой ло¬гикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария стихотворения или строго исследовательского текста о нём можно начинать с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом от-правной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте. Последовательность анализа стихотворения 1. Историко-биографический материал. Глубокое понимание стихотворения порой требует знания времени его написания, истории публикации, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют от¬ношение к истории создания стихотворения. 2.Место стихотворения в творчестве поэта. При определении места стихо-творения в творчестве автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создава¬лось, что невозможно без знания творческого пути поэта хотя бы в общих чертах. При анализе произведения важно выявить, насколько характерно стихотворение для творчества поэта или в какой мере оно нетипично для его поэтической манеры. 3. Ведущая тема. Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического). Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интим¬ная (любовная) лирика, пейзажная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская (медитативная) лирика, тема по¬эта и поэзии. Выделение этих групп в большой степени условно, однако по¬зволяет начать разговор о стихотворении, то есть может служить отправной точкой анализа произведения. Как правило, в стихотворении можно выделить ведущую (или основную) тему. При её определении следует ориентироваться на тематическую классификацию стихотворений, соотнося её с вечными для поэзии темами любви, красоты, смерти, рока и др. Однако важно помнить, что поэтический текст представляет собой сложное сплетение тем и мотивов. 4. Лирический сюжет. Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспоми¬нание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, жизненные перипетии или посетившая поэта мысль становятся импульсом к лирическому переживанию, порождают особое эмоциональное состояние героя. Наличие в стихотворении развёрнутого сюжета переводит произведе¬ние в лироэпический жанр. 5. Проблемы. Проблематика стихотворения определяется постановкой во¬просов в тексте или подтексте произведения. Проблематика стихотворного произведения не имеет принципиального отличия от проблематики других родов литературы: поэты задаются этическими и социальными вопросами, дают свой отклик на вечные философские проблемы. 6. Композиция. Деление стихотворения на смысловые части позволяет про¬следить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесённость всех его частей. В ряде случаев деление на смысловые части невозможно в силу особой содержательной цельности стихотворения или его миниатюрности. Принцип композиционного членения подскажут строфы. 7. Лирический герой. Содержание и границы понятия «лирический герой» ’спорны, но понятие это необходимо, так как оно ведёт к постижению образа поэта. При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соот¬несённости лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различ¬ными. Лирический герой может выступать поэтическим двойником автора. В этом случае можно говорить о лирическом «я» как о способе раскрытия авторского сознания. Иногда в стихотворении мир предстаёт сквозь призму вымышленного «я». Речь идёт не о лирическом герое, а о лирическом субъ¬екте, который порождён авторской фантазией и является способом раскры¬тия чужого сознания. Таковы многие стихотворения А. А. Ахматовой. 8. Преобладающее настроение, его изменение. В стихотворении конкретный план может совмещаться с символическим и аллегорическим, но главным для лирического рода литературы является эмоциональное содержание, которое связано с переживаниями лирического героя. Восприятие поэтиче¬ского текста предполагает подключение к настроению, которым проникну¬то произведение, умение чувствовать переливы душевных состояний героя, объяснять их мотивы. 9. Жанр. Основным жанром лирики является лирическое стихотворение. По-нятие «стихотворение» стало универсальным и обозначает произведение ,любого жанра лирики. Однако в ряде случаев поэты предпочитают конкре¬тизировать жанр своих стихотворений. 10. Лексика. Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтиче¬ской манеры художника. Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску.
Категория: Литература
30.12.2014 18:58


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас