СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Зона ближайшего развития ДО
Что нужно знать и делать родителям
1 → 2 На этом этапе развития учебной деятельности очень важно хвалить ребенка за любой малейший учебный успех, а не критиковать его за неудачи, которых, к сожалению, пока что будет больше, чем побед. Не печальтесь. Такое положение пока является нормой для Вашего ребенка. Ведь нам надо учитывать, что ребенок пока не может сам и адекватно оценивать себя и свои поступки, но он очень хочет этого от тех взрослых, которых он уважает. Значит, ваша задача состоит в том, чтобы стать именно таким уважаемым взрослым
2 → 3 Помогите вашему ребенку научиться давать содержательную, т.е. аргументированную по каждому шагу алгоритма, оценку своих учебных действий после решения учебной задачи. Это по-научному называется «давать адекватную ретроспективную оценку», действовать, глядя на алгоритм оценки (последовательность действий при оценке) и норму оценки, (т.е. какую отметку, за какое количество и каких ошибок следует ставить). Эту норму предварительно выдает учитель. Тренируйтесь в оценке качества выполнения ребенком своих домашних заданий. Проверяйте регулярно, совпадают ли оценка учителя и самооценка домашнего задания ученика (да, нет, почему?). Не пугайтесь, если такого совпадения не всегда удается достигнуть. Знайте, что научиться давать адекватную самооценку своих действий – дело отнюдь не простое. На самом деле это самое сложное! Так что тренируйтесь, нарабатывайте постепенно навыки взаимо- и самооценки, глядя, в буквальном смысле, на алгоритм оценки, который предложил ваш учитель. Успех придет непременно, но знайте, что это случится не сразу
3 → 4 Теперь вашему ребенку предстоит научиться самому свободно, аргументировано и, главное, пооперационно оценивать учебные действия товарищей и свои учебные действия уже непосредственно в процессе, т.е. по ходу решения задачи (выполнения задания), а не только после его завершения. Учтите, что ваш ребенок должен в норме это делать лишь по типовым задачам (заданиям), которые являются аналогичными тем, которые ранее уже были им решены (выполнены) в классе. Процесс оценки правильности решения нетиповых, новых для ребенка задач может поставить его в тупик. И это пока нормально для его уровня развития учебной деятельности. В этом случае помогите ему разобраться с оценкой правильности выполненного решения нетиповой задачи, используя нормы оценки, выданные учителем для оценки правильности учебных действий при решении типовых учебных задач и ранее наработанный опыт ребенка по содержательной оценке учебных действий в соответствии с шагами алгоритма или плана. Продолжайте постоянные домашние тренировки взимо- и самооценки действий при выполнении любого вида работы, в том числе учебной и домашней
4 → 5 На этом этапе обучения ваш ребенок уже может овладеть навыками содержательной оценки правильности учебных действий при решении нетиповых учебных задач и заданий, применяя полученные знания в нестандартных условиях. Этот этап очень важен для обеспечения его успеха в дальнейшей учебной и внеучебной работе, т.к. можно с уверенностью сказать, что «вся наша жизнь – это непрерывный процесс решения нетиповых задач». Ведь подобно тому, как нельзя в одну и ту же воду войти дважды, ни одна жизненная ситуация в точности никогда снова не повторяется. На этом этапе развития учебной деятельности вашему ребенку очень важно тренировать предварительную, говоря по-научному, прогностическую оценку уровня трудности учебных задач (заданий) и умение определять временя, необходимое для их выполнения еще до завершения всей работы. Регулярно проверяйте, насколько совпадают прогностические оценки ребенка с реальными результатами. Тренируйте его интуицию - чувство предвидения. Постройте так свою работу с ним, чтобы он имел возможность предварительно угадать результат и оценку собственной деятельности, а потом доказать справедливость своей оценки (догадки). Знайте, что некоторым детям бывает проще сразу предсказать результат своей работы или сделать вывод, чем доказать, почему они так думают. Помните, что умение правильно предугадать возможный результат работы, даже, если за этим пока не стоит подробный анализ условий задачи, – очень ценное свойство творческой личности. Берегите это ценное качество и развивайте вашего ребенка в этом направлении
5 → 6 Теперь ваш ребенок учится давать самостоятельно прогностическую оценку своим учебным действия еще до решения учебной задач (до выполнения учебного задания). Постепенно эта оценка становится все более адекватной, соответствующей реальному положению вещей. При этом вас не должно смущать то, что оценка ребенка часто может (увы!) не совпадать с вашей, ведь каждый человек вправе иметь свою собственную точку зрения. Отнеситесь к этому с пониманием, ибо ваш ребенок рассуждает на уровне своего понимания, своего видения той или иной проблемы. А ваша точка зрения и оценка ситуации не есть истина в последней инстанции. Здесь важно другое: его точка зрения должна быть хорошо аргументированной, т.е. опираться на логику рассуждений и этику взаимоотношений по тому или иному вопросу. Поддержите его в этом начинании
© 2016, Котельникова Светлана Юрьевна 287