СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рекомендации по использованию информационных технологий в преподавании математики
Жусупова Д.Б, учитель математики гимназии «Голубой парус»
Всегда оставаться неудовлетворенным:
В этом суть творчества. Ж.Ренар
Современный период развития сферы казахстанского образования характеризуется процессом информатизации, который предполагает реализацию возможностей информационных технологий с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблемы учителей в области ИКТ известны: неподготовленность педагогов по этому направлению, необходимость разработки электронных учебников, соответствующих школьным учебникам и методических пособий для учителей. Анализ проблем учителей по использованию средств информационных технологий на уроках математики позволяет выделить следующие основные направления:
1.Педагогическая целесообразность реализации возможностей средств ИТ в процессе преподавания математики определяется такими факторами, как незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИТ; компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностей процессов, явлений;
автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию информации;
2.Информационное взаимодействие в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, реализации потенциала распределенного информационного ресурса.
Глобальные информационные сети, корпоративные сети науки и образования, реализация удаленного доступа к информационным ресурсам являются основой для формирования единого информационного образовательного пространства школы, города.
Учителям необходимо знать основные функции единого информационного образовательного пространства, функционирующего на базе корпоративной информационной сети с выходом в Интернет.
3.Особенности учебно-воспитательного процесса в условиях информатизации образования, в том числе педагогическая практика использования средств ИТ в процессе преподавания математики, к которым можно отнести организацию различных видов учебной деятельности на уроках математики по обработке, хранению, передаче учебной информации, а также при реализации информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с использованием электронных средств обучения, создание схем, графиков, диаграмм, моделей, автоматизация процесса установления уровня знаний, умений и навыков в области осуществления основных видов учебной деятельности, соответствующих возрастной категории учащихся.
Практическое применение ИТ:
-решение учебных задач для совершенствования учебной деятельности за счет использования математических информационных средств
-осуществление экспериментальной деятельности с реализацией возможностей компьютерного моделирования
-осуществление деятельности по оформлению результатов работы в виде отчета, презентации, учебного проекта, выполненных средствами ИТ
-осуществление деятельности по созданию мультимедийных приложений
4.Основные положения разработки и использования электронных средств образовательного назначения, их проектирования и оценки их содержательно – методической значимости.
Дидактические требования к электронным изданиям образовательного назначения:
-обеспечение научности содержания;
-обеспечение доступности;
-систематичность и последовательность обучения;
-самостоятельность и активизация деятельности обучаемого;
-реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации;
-обеспечение интерактивного диалога.
Методические требования к электронным изданиям образовательного назначения:
-учет особенностей учебного предмета математики, на который рассчитано программное средство;
-учет специфики науки математики, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования математики и ее закономерностей.
Методические цели, реализация которых оправдывает введение новых ЭИОН в обучение математике:
-индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью;
-диагностика и оценка результатов учебной деятельности;
-самоконтроль и самокоррекция учащегося;
-высвобождение учебного времени за счет выполнения трудоемких вычислительных работ;
-наглядная демонстрация динамики изучаемых процессов;
графическая интерпретация исследуемых закономерностей;
Типы уроков с использованием ЭИОН:
-изучение нового учебного материала
-совершенствование знаний, умений, навыков
-обобщение и систематизация
-контрольный
-совмещенный и с методическим назначением компонентов ЭИОН
5.Педагогико –эргономические условия безопасного и эффективного применения средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации(в том числе организационные, психологические, управленческие, санитарно-гигиенические и прочие условия проведения занятий с использованием ИТ, возможные последствия использования средств ИТ и меры по их предотвращению):
-педагогико –эргономические требования к средствам вычислительной техники, средства и информатизации, используемым в математическом образовании
-требования к аппаратным средствам вычислительной техники, к рабочим местам, которые должны быть совместимы на модульном уровне
-физиолого-гигиенические требования
-факторы ,оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны средств вычислительной техники
6. Особенности применения компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня знаний и умений учащегося по математике, а также контроля и самооценки знаний
В период информатизации образования психолого-педагогическая диагностика уровня обученности учащегося, его продвижения в учении становится неотъемлемой частью педагогического процесса, в том числе и процесса преподавания математики с использованием ИТ:
-разработка тестов различных видов;
-использование программных средств автоматизации оценивания хода выполнения и результатов тестирования;
-компьютерные тесты в открытых образовательных системах информационного ресурса;
-типология тестовых заданий по школьному курсу математики;
-дидактический анализ тестовых заданий по математике, разработанных центрами тестирования;
Сегодня использование ИКТ в преподавании математики становится делом привычным. Формы и методы уроков будут совершенствоваться и изменяться. Разработка новых программных продуктов внесёт свои положительные коррективы в образовательный процесс. Учителю предстоит всё это освоить, изучить и внедрить в школьное образование.
Удачи всем нам на этом пути!
© 2015, Жусупова Дамеля Бактаевна 438