СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последнее время много говорится о преемственности в обучении между начальной и средней школой. Этот вопрос встал так остро потому, что наблюдается значительное снижение успеваемости при переходе учащихся в среднее звено, растет нежелание посещать школу, угасает интерес к учебе. Причин тому много, например: увеличение учебной нагрузки, трудности в адаптации к новым условиям обучения, физиологические особенности и изменения в психике ребенка и т.д.
Проблема ещё и в том, что учащимся начальной школы для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа.
Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека.
Однако исследования показывают, что даже в 4 классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. В возрасте 10 – 11 лет происходят изменения в головном мозге, более быстрыми темпами начинает развиваться левое полушарие. В этом возрасте ребенок все чаще начинает мыслить не только образами – у него появляется возможность к абстрагированию.
Это обстоятельство и должно учитываться при обучении математике, как науке особым образом развивающей логическое мышление. Учителя начальной школы в первую очередь используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. Кроме того время на уроке ограничено и не всегда педагогу удаётся реализовать дополнительный материал, направленный на развитие каких-либо качеств ученика.
Школа обязана строить обучение таким образом, чтобы шло интенсивное развитие ребенка, в частности, его логического мышления. Но где же взять время на уроке, чтобы всесторонне развивать учащихся?
Одним из продуктивных методов развития логического мышления детей 10-11 лет, по мнению многих учителей-практиков, является решение задач комбинаторного характера, которые как раз и будут способствовать успешному развитию логического мышления учащихся первой ступени обучения.
В начальном курсе математики комбинаторные задачи решаются, как правило, методом перебора. Для облегчения этого процесса нередко используются таблицы и графы. Учителю начальных классов необходимо сформировать у школьников определённые умения и навыки решения комбинаторных задач. Ученик же, в свою очередь, должен, решая несложные задачи комбинаторного типа, уметь грамотно осуществлять перебор возможных вариантов и при этом быть уверенным в том, что перебор осуществлён правильно. Это умение поможет развить логическое мышление учащихся и, как следствие, повысит познавательную активность подростков, ребята будут испытывать меньшие затруднения при решении подобных задач в дальнейшем.
Выходом из сложившейся ситуации могут послужить занятия внеклассной математики, на которых бы и решались задачи и задания комбинаторного характера. А в связи с переходом на федеральный государственный стандарт II поколения, занятия внеклассной математики в рамках внеурочной деятельности, становится актуальным как никогда.
Практика показывает, что комбинаторные задачи имеют огромное значение в развитии учащихся начальных классов и начинать подготовительную работу по формированию умения решать задачи этого типа нужно, начиная с 1 – 2 класса.
© 2015, Макеева Татьяна Александровна 1502