СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие, виды игровых технологий и возможности использования их элементов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие, виды игровых технологий и возможности использования их элементов.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.).[3, 248]

Игра является одним из средств формирования способностей младших школьников. Эффективность использования игры на уроках определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А. Н. Лука, «детские игры с их свободным полётом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких – то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». [2, 78] Поэтому, считает психолог, детские игры, умело направленные учителем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания и обучения. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника в познавательной активности.[4, 8]

Познавательный интерес - один из главных "двигателей", отвечающих за мотивацию детей к обучению. Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является игра, которая может выступать как ведущая деятельность до старшей школы. Интерес и игра тесно связаны между собой. К тому же, с помощью тренингов-игр можно не только формировать определенные учебные умения и навыки, но и развивать у детей такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление и т.д., необходимые для успешного, доступного и интересного обучения. При использовании игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, аккуратности (ребенку хочется, чтобы его работа получилась правильной и красивой, что стимулирует его выполнять задание крайне аккуратно), умение доводить начатое дело до конца; в групповой работе — умение работать в группах, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиться поставленной цели. Игра способна решить огромный круг учебно-воспитательных задач, и этот факт уже не требует доказательств. Существует большое количество литературы, где предлагаются интересные методики по использованию игры как в начальной школе, так и в средней, даются серьезные комментарии и обоснования компетентных педагогов и психологов. Игра даёт нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как ни стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастает более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.[1, 1 -2]

У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по какому – то новому методу и тогда уже вводить игры. Можно наоборот – начнём играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрёжки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождаются живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

Играть всерьёз непросто. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как вести себя? А если они не хотят? Наконец, во что играть? Какие могут быть игры?

Многие из этих вопросов учитель может решить для себя только сам, исходя из своих склонностей, отношений с детьми, педагогических ценностей.

Есть множество способов классифицировать игры. Выделяют следующие игры:

учебные – наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

комбинаторные – достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитать варианты, подбирать комбинации, а, кроме того, существенно активизируют словарный запас ребёнка;

аналитические – игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;

ассоциативные – игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;

контекстные - игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, а наоборот – передать информацию самыми разными способами;

языковые – игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями; эти игры разработаны в наименьшей степени, хотя для языкового образования являются самыми значимыми;

творческие задания – разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой – способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу.

Несколько слов о методическом принципе, наиболее важном при проведении игр на уроке – принципе открытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто. То есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребёнка, и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

Успех игры зависит, прежде всего, от атмосферы, которая сложится в группе. Если игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить её для другого случая. При этом, чем чаще дети будут играть, чем меньше будут воспринимать игру как неожиданный “перерыв” в учёбе, тем легче и точнее они будут настраиваться на игру.

В учебном процессе используют следующие типы игр:

Учебные игры – помогающие закреплять и активизировать полученные ребятами знания. В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Особенно полезны игры, которые как бы обраты привычным заданиям: не написать правильно встретившиеся в тексте слова, а самому начинить текст орфографически-трудными словами, не разобрать предложение, а придумать свое по предложенной схеме. Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях.

Учебных игр можно придумать множество. В принципе в форму игры можно облечь любое задание, вплоть до «кто быстрее и правильнее сделает упражнение № 127».Учебные игры незаменимы при изучении скучноватого, требующего запоминания материала. Кроме того, эти игры развивают быстроту мышления, критичность оценки сделанного, речевую изобретательность.

Комбинаторные игры наиболее популярны. Комбинаторных игр множество. Это и всем известные кроссворды разных типов, и чайнворды, и ребусы, шарады, головоломки. В центре внимания в комбинаторных играх - внешняя оболочка слова. Играющие комбинируют буквы или сочетания букв, ищут нужный вариант. Процесс игры напоминает игру в конструктор, из одних и тех же деталей в разных сочетаниях можно собирать разнообразные модели. Иногда ставится противоположная задача: по готовой модели (слову) определить, из каких деталей ее можно построить.

Сложные комбинаторные игры (особенно «Палиндромы» или «Шарады») часто требуют огромного запаса и невероятной речевой изобретательности.

Аналитические игры развивают способность самостоятельно анализировать факты и закономерности, подмечать общее и различное, учат рассуждать логически.

Использование аналитического подхода в этих играх отличается от механического «раскладывания по полочкам», которое в школе обычно называют анализом. Аналитические игры не требуют от ребенка действовать по образцу, а предлагают ему самостоятельно найти метод анализа и проверить его эффективность. Они воссоздают в миниатюре ситуацию научного открытия, когда требуется не только беспристрастный логический анализ, но и интуитивное видение ответа, прозрение, которое приходит в момент творческого подъема и позволяет в один миг сконцентрировать опыт предшествующего долгого пути познания. Самые простые задания, предлагаемые в этих играх, можно быстро решить с помощью одной только логики - для решения остальных нужны ассоциативное мышление, интуиция, способность мыслить раскованно, видеть неожиданные связи между явлениями.

Важно, чтобы ребята понимали два основных требования к аналитическому мышлению: оно должно быть, с одной стороны, свободным, с другой - корректным, строго дисциплинированным.

Ассоциативные игры активизируют способности, почти игнорируемые сегодняшней школой: интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определенного алгоритма.

Играя в них, ребята вступают в мир намеков, сравнений, ассоциаций, мир причудливых, непредсказуемых движений человеческой психики и их не менее причудливых отражений в языке. Игры этого типа требуют теплой, раскованной атмосферы, ситуация жестокого соревнования, спортивного азарта сводит пользу от них к нулю. Ведь в ассоциациях и намеках не может быть «правильного» и «неправильного», может быть только более или менее яркое, точное, образное.

Самый важный результат ассоциативных игр - способность ребят ценить яркое, индивидуальное видение мира, умение доверять своей интуиции. Ассоциативные игры, с одной стороны, противоположны аналитическим, с другой – дополняют их. Две стороны интеллекта, которые развивают эти игры, - интуиция и логика, как раз и образуют вместе свободное, точное, творческое мышление.

Контекстные – это игры, привлекающие внимание ребят к смысловому строению текста, сложным связям между текстом и контекстом, прямым и переносным значениями языковых единиц. Игры этого типа развивают способность к глубокой и разносторонней интерпретации текстов и высказываний, к возможно более исчерпывающему пониманию предоставленной информации.

Задача в играх может быть сформулирована прямо: понять текст, восстановить недостающие звенья, а может быть обратной: создать контекст, который будет соответствовать определенным условиям. Для того, чтобы эффективно использовать контекстные игры, лучше предлагать ребятам задачи обоих типов.

Стиль предлагаемых игр и их вариантов тоже совершенно разный: от вдумчивой неспешной индивидуальной работы до шумных азартных соревнований. Для всех вариантов особую ценность будет иметь разговор об игре, ее особенностях, о том, почему так трудно выполнить те или иные условия, какие языковые, речевые или даже психологические закономерности за этим кроются.

Контекстные игры помогут компенсировать один из самых серьезных пробелов в сегодняшнем обучении родному языку: отсутствие работы с текстом. Любое количество теоретических сведений будет лежать мертвым грузом, если у ребят нет отношения к тексту как к живому воплощению системы языка, нет опыта наблюдения за текстом, за проявлением в нем всех сложных и разнообразных языковых закономерностей. Главный герой контекстных игр – текст, исследуемый или создаваемый ребятами.

Своеобразная разновидность игр – творческие игровые задания, предлагающие сочинить связный и желательно остроумный текст, соблюдая разнообразные сложные условия. В этих играх не бывает победителей и проигравших, если получается хорошо, выигрывают все. Но самый ценный результат таких игр в том, что исчезает свойственный многим детям страх перед сочинительством – в азарте общей работы.

Творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителей, важно только, чтобы задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с другой - совершенно понятными. Их можно анализировать: вы написали сочинение без единого прилагательного, что можете сказать о своем тексте? При сочинении рассказа, в котором все слова начинаются на одну букву или все слова каждого последующего предложения начинаются на очередную букву алфавита, больше всего трудностей создают служебные слова - почему? Самый интересный рассказ, в котором 40 раз употребляются слова с удвоенными согласными в корне, можно использовать в качестве контрольного диктанта

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Я заметила, что включение в урок дидактических игр и игровых моментов, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых мы решаем ту или иную умственную задачу, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Коллективные игры в классе разделяют по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие, которые, в свою очередь, делятся на деловые и дидактические.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний тем лучше, чем чётче выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании лингвистического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая роль которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определённая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

В начальной школе, когда учитель применяет игровые технологии, дети приходят в восторг. Во время игры они, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. И поэтому даже "самые вредные" темы запоминаются детьми гораздо быстрее и лучше.

Литература

1.Кулагина И.В. Нетрадиционные задания по русскому языку. – М.: «Первое сентября», 2005.

2.Лук А.Н. Учить мыслить. – М., 1975. – с. 78

3.Столяренко л. Д. Педагогика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 448 с.

4.Тупичкина Е. А. Игры со словами. Воспитание способности детей к творчеству в игре. – Начальная школа.

03.03.2016 16:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП