СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Личность, общество и государство — это три заказчика, определяющих цели, содержание и предполагаемые результаты образовательного процесса. В идеале все они должны стремиться к совпадению и гармонии интересов в социальном заказе системы школьного образования. Однако мы живем в эпоху перемен, когда далеко не все решается просто.
Необходимость усиления участия общества в управлении общеобразовательной школой диктуется как социально-экономическими условиями, так и возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг. Возможности выстраивания партнерских отношений школы, родителей, учащихся и социума заложены в государственно-общественном управлении образованием.
Качественно новым этапом в деле формирования государственно-общественного управления образованием является Управляющий Совет школы.
Ресурсы Управляющего совета - это эффективно организованная деятельность, это мощная социальная защита для всех работников ОУ, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития ОУ как демократического сообщества.
Одним из наиболее значимых ресурсов развития общественного участия и образования, является существующее и развивающееся сегодня в России инновационное движение. Под таким движением в образовании мы понимаем не только совокупность образовательных технологических или культурных инициатив, но и общественное стремление к определенным социальным изменениям. Именно в школах сейчас начинают формироваться новые общественные отношения: вводятся инновационные учебные курсы, меняется уклад, развивается проектная деятельность.
Ресурс социального партнерства - это актуальный тип взаимодействия образовательного учреждения с социумом. Одним из главных условий социального партнерства со стороны образовательного учреждения является готовность к сотрудничеству с семьей и другими социальными сферами. Практика показывает, что пока наиболее перспективное содержание взаимодействия составляют: соблюдение прав ребенка, сохранение здоровья, формирование культуры индивидуального развития ребенка, искусство жить, технология жизни, проблемы взросления, опыт бытия в традиции, в культуре и т.д.
Материальные ресурсы, которые уже предоставлены в пользование системе образования или могут быть привлечены. Особое значение имеет создание правовых и финансовых условий для обеспечения открытости образовательной системы. Размещение на школьном сайте Публичного доклада о деятельности школы сделает школьную жизнь более прозрачной, позволит обсуждать и участвовать в жизни школы всем участникам образовательного процесса.
Привлечение общественности – это ресурс более эффективного управления в условиях его нарастающей сложности, механизм реальной разгрузки администрации школ. Сейчас четко выделились такие задачи развития, как: определение целей и задач, разработка программ развития, участие в проектах и экспериментальной деятельности, освоение официально вводимых новаций – ЕГЭ, профильное обучение, информатизация, новые стандарты, новая система оплаты труда и др. Становится очевидным, что необходимо не только более эффективное распределение полномочий и ответственности, но и просто увеличение мощности управленческого аппарата школы.
Привлечение к управлению общественности – это механизм укрепления ресурсной базы образования. Речь идет не только о финансовом подкреплении, но и о научно-методической (формирование библиотек, медиатек и др.), материально-технической и иной поддержке.
Каждый из перечисленных ресурсов имеет право на существование, поскольку он выделяет один из аспектов государственно-общественного управления образованием, и для каждого из них должен быть найден свой механизм реализации.
В 2012 году по инициативе директора МБОУ СОШ №70 Прокопенко О.Р. образовался УС. Первым шагом стала родительская школьная конференция, которая, к настоящему моменту уже является традиционной. Конференция позволила сообща понять, чем должен заниматься управляющий совет, какими он обладает полномочиями. Итогом стало избрание в совет представителей (родителей) от каждой параллели.
Следующим шагом в становлении УС школы стала учительская конференция. На ней педагогический коллектив сформировал группу учителей, которые вошли в УС. Ну и потом ребята-старшеклассники делегировали своих представителей. Заключительным этапом в этой работе стало приглашение кооптированных членов – выпускников школы, представителей различных предприятий и членов совета общественного самоуправления.
Так в школе начал работу УС.
Управляющий совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом школы и Положением об Управляющем Совете. Регулярно проводятся заседания в соответствии с принятым планом на учебный год. План очень насыщен. Он включает совместное обсуждение проблем детей, индивидуальное консультирование, систему информирования родителей об особенностях образовательного процесса, требованиях к уровню подготовленности учащихся на разных ступенях обучения в школе. Вся работа направлена на сотрудничество с родителями как равными участниками образовательного процесса.
Для оптимальной работы члены управляющего совета распределены по 4 комиссиям:
• Учебно-правовая;
• Финансово-экономическая;
• Организационная;
• По работе с родителями и местным сообществом.
Члены учебно-правовой комиссии занимались вопросами взаимодействия с общешкольным родительским комитетом, организацией рейдов по изучению внешнего вида обучающихся школы, изучением мнений о соблюдении правовых и законных интересов участников образовательного процесса, а также поощрением лучших учеников школы.
Финансово-экономическая комиссия вплотную занималась вопросом введения платных образовательных услуг. Была изучена нормативная база, изучены возможности преподавательского состава, проведено анкетирование об образовательных запросах, обучающихся школы.
Члены комиссии по работе с родителями и местным сообществом занялись организацией партнерства для сотрудничества: организацией экскурсий по профориентации, встреч с интересными людьми, организацией профилактической работы с трудными детьми.
Вместе с УС школа прошла через Единый государственный экзамен, аттестацию, подготовку к новому учебному году: провели ремонт классов, замену окон, занимались благоустройством школьной территории. Многие показатели, поднимающие престиж школы, удалось достичь с помощью участия родителей. Поддержка детских коллективов, участие детей в конкурсах, различные экскурсии, билеты в театр, а также праздники и соревнования за честь школы становятся возможными благодаря самому активному участию родителей.
Безусловное достижение – победа школы в конкурсе ДНК-образования в 2013году и 2014 году.
В декабре 2014 года УС школы принимал участие в городском конкурсе «Управляющий совет года», победив в номинации «Лучшее взаимодействие управляющего совета и педагогического коллектива школы».
Мы считаем, что только команда педагогов, родителей, учащихся, объединённая одной идеей, единой целью, умеющая реализовать процесс по созданию особой образовательной среды, особого уклада жизни школы, может дать возможность всем участникам образовательного процесса реализовать свои образовательные и профессиональные запросы, получая удовольствие от деятельности и высокий результат в своей работе.
© 2015, Литаврина Ирина Николаевна 302