СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рецензия на дистанционный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока

по физике в 9 классе в рамках обучения на дому

 с применением дистанционных образовательных технологий

по теме: «Энергия. Закон сохранения механической энергии»

 

Цель урока: ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы; раскрыть сущность закона сохранения и превращения энергии в механических процессах.

 

Задачи урока:

1. обучающие: ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы; сформулировать закон сохранения механической энергии, а так опытным путем доказать его справедливость;

2. развивающие: развитие логического мышления, внимания, памяти; формирование, умения применять знания на практике;

3. воспитательные: воспитывать работоспособность, эстетический вкус.

- Тип урока: урок изучения нового материала.

- Форма урока: урок с использованием дистанционных образовательных технологий.

Оборудование и программное обеспечение к уроку:

  • Презентация «Энергия. Закон сохранения энергии».
  • Материалы портала цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru)
  • Система Skype

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление нового материала.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Олег, добрый день. На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Поздоровайся, пожалуйста, с ними. Как твое настроение? Ты готов начать урок?

Тогда начнем.

Для проведения урока я прошу тебя открыть файлы, которые я переслала тебе в сообщениях и включить демонстрацию экрана.

  1. Сообщение темы и цели урока. СЛАЙД №1

Учитель: Итак, тема нашего урока «Энергия. Закон сохранения механической энергии». Открой, пожалуйста, рабочую тетрадь, запиши число (27.11.2014г.) и тему урока.                            (со слайда)

  1. Актуализация опорных знаний. 

Учитель: Прежде чем перейти к изучению новой темы давай вспомним основные понятия, знакомые тебе из курса физики 7 и 8 классов, связанные с энергией:

                                                              (можешь не глядя на монитор отвечать на мои вопросы)

 

- Что такое энергия?

(энергия – это физическая величина, характеризующая способность тела или системы тел совершить работу).

- Какую энергию мы называем механической?

(механическая энергия - это способность тела или системы взаимодействующих тел совершить механическую работу).

- Какой буквой обозначается энергия, в том числе и механическая?

(энергия обозначается буквой  - Е)

- В каких единицах измеряется энергия?

(как и работа, энергия измеряется в Дж)

- Какие виды механической энергии ты знаешь?

(кинетическую и потенциальную)

- Что ты знаешь о потенциальной энергии?

(энергию, обусловленную взаимодействием, тел называют потенциальной и обозначают - Еп,  находят по формуле E = mgh, потенциальной энергией обладает тело, поднятое над землей, сжатая пружина и т.д.).

Какая энергия называется кинетической и как ее обозначают?

(энергию, обусловленную движением, тел называют кинетической и обозначают  - Ек)

От каких величин зависит кинетическая энергия?

(кинетическая энергия зависит от массы и скорости.)

По какой формуле находят кинетическую энергию?

к = mv2/2)

Учитель: все правильно, спасибо, молодец!

  1. Изучение нового материал

Учитель: Бывают случаи, когда тело может обладать и потенциальной и кинетической энергией,  (приведите пример…самолет, муха…)

Такую энергию мы будем называть полной механической энергией. Т.е. полная механическая энергия равна сумме Ек и Еп.

Потенциальная и кинетическая энергия системы могут меняться, преобразуясь друг в друга.

Давай рассмотрим эти случаи, для чего перейдем по ссылке №1

ссылка № №1 Мяч находится в состоянии покоя на некоторой высоте над землей (нулевым уровнем). Считаем, что в данном случае на тело не действуют силы трения и сопротивления, а это значит, что система «мячик - Земля» является замкнутой.

Закон сохранения энергии

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5264-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_6.swf    № 3,4,5,6  

Переход на слайды

СЛАЙД №2

Рассмотрим пример: маленький стальной шар массы m свободно падает на землю с некоторой высоты  h1 и на этой высоте он имеет скорость  V1, а при снижении до высоты  h2 его скорость возрастает до значения V2

Работу силы тяжести можно выразить как через уменьшение потенциальной энергии, так и через увеличение кинетической энергии, т.е

A= mgh1- mgh2

Amv22/2  - mv12/2

т.к левые части уравнений равны, то равны и их правые части

mgh1mgh2 =   mv22/2 -mv12/2

после перестановки членов уравнения, получаем:

mgh1 +mv12/2  =  mgh2 + mv22/2

или

Ек 1 + Еп 1 = Ек2 + Еп2

данное уравнение свидетельствует о том, что полная механическая энергия шарика при движении остается постоянной  и является математической записью закона сохранения полной механической энергии:

Полная механическая энергия системы, в которой отсутствуют силы трения и сопротивления, остается постоянной

(записи в тетради со слайда)

  1. Закрепление нового материала.

Учитель: Для закрепления нового материала я предлагаю выполнить экспериментальное задание и убедится, что полная механическая энергия системы остается постоянной.

Для этого тебе необходимо перейти по ссылке №2

ссылка №3  Экспериментальное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5264-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_6.swf    № 2

Учитель: А сейчас давай обсудим, к какому выводу мы пришли:

Учащийся: по формуле E = mgh нашли потенциальную энергию тележки на наклонной плоскости, она равна 0,2 Дж. По формуле E = mV2/2  вычислили и кинетическую энергию при движении она равна 0,2 Дж. Т.к. Ек = Еп то мы на опыте убедились в справедливости закона сохранения энергии.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание. СЛАЙД №3

Олег, скажи, пожалуйста, какую цель на этом уроке мы перед собой ставили?

Как ты считаешь, мы достигли ее?

Что было сложным для тебя?

Что тебе понравилось больше всего?

Запиши, пожалуйста, домашнее задание: § 23 выучить; самостоятельно рассмотреть применение закона сохранения  механической энергии для решения задач и записать их в тетрадь (стр. 89-91). Сегодня ты получаешь отметку _____________

СЛАЙД №4 Спасибо за урок, до встречи через неделю!

01.01.2015 19:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!