СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
План – конспект урока
по физике в 9 классе в рамках обучения на дому
с применением дистанционных образовательных технологий
по теме: «Энергия. Закон сохранения механической энергии»
Цель урока: ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы; раскрыть сущность закона сохранения и превращения энергии в механических процессах.
Задачи урока:
1. обучающие: ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы; сформулировать закон сохранения механической энергии, а так опытным путем доказать его справедливость;
2. развивающие: развитие логического мышления, внимания, памяти; формирование, умения применять знания на практике;
3. воспитательные: воспитывать работоспособность, эстетический вкус.
- Тип урока: урок изучения нового материала.
- Форма урока: урок с использованием дистанционных образовательных технологий.
Оборудование и программное обеспечение к уроку:
План урока
Ход урока
Учитель: Олег, добрый день. На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Поздоровайся, пожалуйста, с ними. Как твое настроение? Ты готов начать урок?
Тогда начнем.
Для проведения урока я прошу тебя открыть файлы, которые я переслала тебе в сообщениях и включить демонстрацию экрана.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Энергия. Закон сохранения механической энергии». Открой, пожалуйста, рабочую тетрадь, запиши число (27.11.2014г.) и тему урока. (со слайда)
Учитель: Прежде чем перейти к изучению новой темы давай вспомним основные понятия, знакомые тебе из курса физики 7 и 8 классов, связанные с энергией:
(можешь не глядя на монитор отвечать на мои вопросы)
- Что такое энергия?
(энергия – это физическая величина, характеризующая способность тела или системы тел совершить работу).
- Какую энергию мы называем механической?
(механическая энергия - это способность тела или системы взаимодействующих тел совершить механическую работу).
- Какой буквой обозначается энергия, в том числе и механическая?
(энергия обозначается буквой - Е)
- В каких единицах измеряется энергия?
(как и работа, энергия измеряется в Дж)
- Какие виды механической энергии ты знаешь?
(кинетическую и потенциальную)
- Что ты знаешь о потенциальной энергии?
(энергию, обусловленную взаимодействием, тел называют потенциальной и обозначают - Еп, находят по формуле E = mgh, потенциальной энергией обладает тело, поднятое над землей, сжатая пружина и т.д.).
Какая энергия называется кинетической и как ее обозначают?
(энергию, обусловленную движением, тел называют кинетической и обозначают - Ек)
От каких величин зависит кинетическая энергия?
(кинетическая энергия зависит от массы и скорости.)
По какой формуле находят кинетическую энергию?
(Ек = mv2/2)
Учитель: все правильно, спасибо, молодец!
Учитель: Бывают случаи, когда тело может обладать и потенциальной и кинетической энергией, (приведите пример…самолет, муха…)
Такую энергию мы будем называть полной механической энергией. Т.е. полная механическая энергия равна сумме Ек и Еп.
Потенциальная и кинетическая энергия системы могут меняться, преобразуясь друг в друга.
Давай рассмотрим эти случаи, для чего перейдем по ссылке №1
ссылка № №1 Мяч находится в состоянии покоя на некоторой высоте над землей (нулевым уровнем). Считаем, что в данном случае на тело не действуют силы трения и сопротивления, а это значит, что система «мячик - Земля» является замкнутой.
Закон сохранения энергии
Переход на слайды
СЛАЙД №2
Рассмотрим пример: маленький стальной шар массы m свободно падает на землю с некоторой высоты h1 и на этой высоте он имеет скорость V1, а при снижении до высоты h2 его скорость возрастает до значения V2
Работу силы тяжести можно выразить как через уменьшение потенциальной энергии, так и через увеличение кинетической энергии, т.е
A= mgh1- mgh2
A = mv22/2 - mv12/2
т.к левые части уравнений равны, то равны и их правые части
mgh1 – mgh2 = mv22/2 -mv12/2
после перестановки членов уравнения, получаем:
mgh1 +mv12/2 = mgh2 + mv22/2
или
Ек 1 + Еп 1 = Ек2 + Еп2
данное уравнение свидетельствует о том, что полная механическая энергия шарика при движении остается постоянной и является математической записью закона сохранения полной механической энергии:
Полная механическая энергия системы, в которой отсутствуют силы трения и сопротивления, остается постоянной
(записи в тетради со слайда)
Учитель: Для закрепления нового материала я предлагаю выполнить экспериментальное задание и убедится, что полная механическая энергия системы остается постоянной.
Для этого тебе необходимо перейти по ссылке №2
ссылка №3 Экспериментальное задание
Учитель: А сейчас давай обсудим, к какому выводу мы пришли:
Учащийся: по формуле E = mgh нашли потенциальную энергию тележки на наклонной плоскости, она равна 0,2 Дж. По формуле E = mV2/2 вычислили и кинетическую энергию при движении она равна 0,2 Дж. Т.к. Ек = Еп то мы на опыте убедились в справедливости закона сохранения энергии.
Олег, скажи, пожалуйста, какую цель на этом уроке мы перед собой ставили?
Как ты считаешь, мы достигли ее?
Что было сложным для тебя?
Что тебе понравилось больше всего?
Запиши, пожалуйста, домашнее задание: § 23 выучить; самостоятельно рассмотреть применение закона сохранения механической энергии для решения задач и записать их в тетрадь (стр. 89-91). Сегодня ты получаешь отметку _____________
СЛАЙД №4 Спасибо за урок, до встречи через неделю!
© 2015, Исакова Надежда Анатольевна 1223