СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рисуночный тест "Детский сад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисуночный тест "Детский сад" с интерпретацией

Адаптация ребёнка в детском саду - очень важный этап в жизни всей семьи. Успешная адаптация - залог дальнейшего посещения сада с удовольствием, а не со слезами и бесконечными заболеваниями.

Адаптация в детском саду может занимать от недели до полугода. После длительного пропуска или смены воспитателей и состава группы адаптация происходит заново.

Иногда бывает сложно понять, насколько комфортно чувствует себя ребёнок в детском саду. Часто бывает, что дети не хотят ходить в сад, плачут, цепляются за маму и долго не заходят в группу. Иногда уже через 15 минут они забывают обо всем, включаются в игровой процесс и вечером не хотят идти домой. Очень важно выяснить, где находится причина негативного поведения - в детском саду или вне его (в зависимости от мамы, в неуверенности в себе, в ревности к младшему брату и т.д.).

Узнать, насколько успешно прошла адаптация ребёнка в детскому саду, можно с помощью рисуночного теста "Детский сад". Тем более что интерпретация рисуночных тестов - процесс творческий и полезный для обеих сторон. Малыш сможет выразить свои переживания и волнения, а вы - посочувствовать и помочь ему.

Инструкция: нарисуй себя в детском саду. Никаких пояснений давать не надо, пусть ребёнок рисует то, что он сам захочет.

По окончании рисунка можно задать вопросы:

  • Как там, в детском саду на этом рисунке? (грустно или весело, хорошо или плохо)
  • Кто изображен на этом рисунке?
  • Что они делают?
  • Если никого нет, то где они?
  • Кто придет первым? Что он станет делать?
  • А что ты делаешь на рисунке? А что ты хотел бы делать?
  • Если тебя нет на рисунке, то где ты?

Ребёнок может вносить изменения в свой рисунок по ходу этих вопросов. Учитывайте это при интерпретации любых рисуночных тестов: изменения - это желаемая, а не реальная ситуация. Например, сначала на рисунке он играл один (нехватка общения), а потом с Мишей (с ним он хотел бы дружить).

Интерпретация рисуночного теста "Детский сад"

1. Сюжет рисунка

Предполагаемые рисунки можно условно разделить на три группы:

1. Нарисовано только здание детского сада (внутри или снаружи).

2. Ребенок нарисовал только себя одного или всех, кроме себя.

3. Ребенок нарисовал себя и других людей (воспитателей, детей).

При интерпретации рисуночных тестов важно обращать внимание на наличие на рисунках людей. Если людей нет - это ВСЕГДА указывает на трудности в общении. Это могут быть ситуативные трудности (только на этом рисунке) или постоянные (на всех рисунках). При этом ребёнок может страдать по поводу нехватки общения ("Со мной никто не дружит"), а может и вовсе не нуждаться в друзьях (шизоидный тип характера). Расширить круг общения полезно будет в обоих случаях, так как мы живем в обществе и не можем обойтись без общения.

Итак, если на рисунке нет людей, то можно сказать, что адаптация ребёнка в детском саду вообще не произошла. Скорее всего, ему там одиноко, грустно, не с кем играть и т.д. Предложите ему дополнить рисунок игрушками, растениями, животными, детьми, воспитателями, сказочными героями, мультяшками - кем и чем угодно, лишь бы там появились радость, движение и жизнь.

Если на рисунке изображен только его автор или, наоборот, все кроме него - то можно сделать вывод о том, что ему пока не удалось влиться в коллектив. В таком случае можно предложить несколько вариантов развития событий:

  • Представь, что кто-то из ребят вернулся с прогулки и зашел к тебе в группу. Кто это будет? Что он станет делать? Кто-то еще пришел с прогулки. Кто это? Возьмёте его к себе в игру?
  • Представь, что ты пришел в группу, а там уже много ребят (как на рисунке). Что бы ты стал делать? Во что играть? К кому бы подошел? А еще к кому можно подойти?

Малыш может нарисовать себя на одном рисунке несколько раз: стоит один у окна, сидит рядом с воспитательницей, рисует с Катей, играет с Мишей и т.д. - так у него появится выбор, как повести себя в той или иной ситуации.

Третий вариант - на рисунке 2 и более персонажей, включая самого автора. Ближняя или самая большая фигура - это наиболее значимый для ребёнка человек в детском саду. Значимый - не значит близкий: это может быть самый строгий воспитатель, злой обидчик или лучший друг. Важно выяснить, какая ситуация изображена: дружественная, конфликтная, угрожающая и т.д. Если ситуация негативная - придумывайте выходы. А если позитивная и комфортная, то, поздравляем, адаптация ребёнка в детском саду прошла успешно!

2. Фигуры на рисунке

Интерпретация рисуночных тестов начинается с общего впечатления о рисунке, затем выясняется сюжет рисунка, а потом - переходим к графическим особенностям: изображению фигур, характеру линий, цветовому решению.

Если ребёнок нарисовал себя, стоящим на ковре, на земле - на какой-либо линии, это говорит о том, что он чувствует себя уверенно, "твёрдо стоит на ногах". Если он развёрнут к другим людям лицом - это признак хорошей адаптации в коллективе детского сада, если спиной - плохой.

Если на рисунке присутствует воспитательница, то она играет важную роль в жизни ребёнка. Но если у неё рот черный, открытый, с зубами - значит, Ваш малыш переживает из-за ее слов (замечаний, упрёков) и действий (угроз, наказаний): боится,злится или обижается. При этом часто оказывается, что воспитатель не говорит "ничего такого уж страшного". Но рисунок - это отражение восприятия ситуации с точки зрения ребёнка. Т.е. для одного малыша услышать в свой адрес "Да что ж за дети-то такие бестолковые!" - ничего страшного, а для другого - очень больно и обидно.

3. Цвета на рисунке

Цвета и штриховка - дополнительные показатели, которые не стоит упускать из виду при интерпретации рисуночных тестов.

Цвета, указывающие на хорошую адаптацию ребёнка в детском саду: желтый, оранжевый, розовый, голубой, синий, зеленый. На плохую адаптацию - черный и серый. А вот красный цвет может быть разным, поэтому лучше спросить у маленького художника, что значит для него тот или иной цвет: "А красный цвет - он какой? Добрый или злой? Грустный или радостный?"

Усиленная штриховка, сильный нажим, перерисовывание и зачеркивание указывают на высокое напряжение и тревогу. Обратите внимание, какие именно детали (предметы, персонажи) ребёнок рисует с трудом.

Примеры интерпретации рисуночного теста "Детский сад"

1. Рисунок Серёжи 5,5 лет "Я в детском саду".

Сережа изобразил ситуацию, где он выступает на утреннике 23 февраля. Сначала на рисунке был только он один - маленький мальчик в правом нижнем углу, как будто спрятавшийся за ракетой. Руки опущены, поза неустойчивая (фигура слегка завалена), он как будто переминается с ноги на ногу. Эта ситуация очень волнует Серёжу, так как утренник совсем скоро, а он очень боится выступать перед зрителями и от волнения может расплакаться. В детском саду он чувствует себя одиноко, у него нет поддержки (на рисунке он один). Кроме родной сестры, играть ему не с кем, а она предпочитает общество девочек. Адаптация ребёнка в детском саду прошла неуспешно, но в таких случаях лучше говорить "еще не закончилась".

Работа с рисунком: мы добавили зрителей, которые могли бы поддержать Серёжу в трудную минуту: маму, папу, бабушку, дедушку и т.д.:

2. Рисунок Димы 6 лет "Мой детский сад"

Дима не любит ходить в детский сад и всеми способами (слезами, капризами и болезнями) пытается этого избежать. Мальчик изобразил здание детского сада, постройку во дворе и игровую площадку и себя, одиноко смотрящего из окна на улицу. Адаптация ребёнка к детскому саду прошла неудачно.

Первое впечатление от рисунка - беспокойство, тревога: очень много деталей, разнонаправленных линий, дерево вот-вот упадёт. Страх проявился в непропорционально больших черных подсолнухах. Еще одна яркая особенность рисунка - дерево и солнце зубастые и с черными зрачками. Это вербальная агрессия сверху, т.е. со стороны взрослых.

Люди на рисунке появились позже, и мы с трудом нашли для них место. Добавили и мячик, и "лазилку", и собачку - чтобы на рисунке стало комфортнее. Это проверяется вопросом: "Как теперь там, на рисунке? Лучше? А что можно сделать, чтобы стало еще лучше?"

На завершенном рисунке стало веселее, есть с кем постоять у окна и даже погулять.

Такая работа над рисунком подтолкнет малыша к тому, чтобы попробовать повести себя по-новому, и тогда адаптация в детском саду завершится успешно.

30.09.2015 13:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя