СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание детей в семье»

Цель: создание условий для формирования психолого-педагогической компетенции родителей младших школьников в вопросах поощрения и наказания детей в семье.

Задачи:

  • приобщать родителей школьников к участию в жизни классного коллектива через обсуждение проблемы поощрения и наказания ребенка в семье;
  • создавать благоприятную атмосферу для эмоционального сближения и общения родителей, взаимопонимания, общности интересов, направленных на развитие и воспитание детей;
  • пробуждать желание увидеть проблемы своего ребенка изнутри.

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые родители! Перед вами лежит бумажный человечек. Представьте, что этот человечек – ваш ребенок, сосредоточьтесь на том, что чаще всего становится причиной ваших ссор с ребенком и начинайте его ругать. За каждое ругательство заворачивайте край бумаги, начиная сверху. Когда ругательства будут исчерпаны, посмотрите, что у вас получилось. Опишите состояние своего человечка. На какие действия, по-вашему, способен такой «скрученный человечек»? А теперь подумайте о достоинствах своего ребенка, начните хвалить его. И за каждое хорошее слово отворачивайте край листа. Что для вас было легче: ругать или хвалить? Хватило ли вам хороших слов, чтобы развернуть человечка обратно? Каким получился человечек? На какие поступки он теперь способен? Посмотрите еще раз на получившегося человечка – в таком подавленном, «помятом» состоянии могут находится дети, которых часто или необоснованно наказывают дома. С данной проблемой сталкивается немалое количество младших школьников, поэтому так важно найти пути ее решения.

Мне бы хотелось услышать ваши предположения относительно темы нашего собрания. Давайте определим цель нашей встречи.

  1. Теоретическая часть.

Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространённых и бурных дискуссий. Рассмотрим, как определяет понятие известный лингвист Сергей Ожегов. Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление. Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание. Однако не все методы наказания применимы по отношению к детям. Посмотрим видеоролик о том, какие методы наказания не стоит использовать по отношению к младшим школьникам:

https://yandex.ru/video/preview/9432868748589832752 (1.52 - 2.53)

Рассмотрим понятие поощрения. В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется «содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание сделать что-нибудь».

Американская писательница и семейный психолог Дороти Нолт в своей книге «Революция в обучении» писала: «Дети учатся тому, что они видят вокруг себя. Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать. Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться. Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить». Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя любимым своими родителями, вашу заботу и участие в его жизни, однако вседозволенность – не самый лучший способ воспитания.

Часто родители, желая воспитать ребёнка «без комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путём сравнения результатов его действий с результатами других. Например: «Очень хорошо, что ты единственный, кто написал тест на «пять». Значит ты самый умный в классе». Конечно, ребёнок нуждается в одобрении и положительных оценках. Но эффективность похвалы очень зависит от того, кто его хвалит и как это делается. Привыкнув к постоянному внешнему одобрению, ребенок теряет самого себя; он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку, а не на то, чтобы достигнуть успехов. В результате он не только не слышит и не понимает, что говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует. У детей, которые привыкли к постоянным поощрениям в виде похвалы, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности. Считаете ли вы это нормой?

  1. Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам, объединившись в группы, составить рекомендации по применению методов наказания и поощрения детей дома. Первая группа составляет рекомендации по применению методов наказания в семье, вторая группа – методы поощрения. Чтобы наша работа была более продуктивной, я предлагаю фиксировать на листах на ваших столах. Особое значение имеет мнение каждого из вас, поэтому прошу принимать активное участие в обсуждении каждого члена группы.

Поделитесь, пожалуйста, своими наработками.

  1. Заключительная часть.

Давайте подведем итог нашей встречи. Что полезного вы для себя узнали в ходе нашего мероприятия? Я предлагаю вашему вниманию памятку «Как поощрять и наказывать детей в семье». Разумеется, каждый ребенок индивидуален и к каждому необходимо найти свой подход. Но каждому родителю просто необходимо быть знакомым с вопросами наказания и поощрения детей, чтобы поддержать своего ребёнка, не навредить его психоэмоциональному состоянию, чтобы ребенок никогда не становился похожим на «скрученного» бумажного человечка. Поэтому, если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, вы можете обратиться к следующим источникам:

А. Кон «Наказание наградой»;

И. С. Батова «Как наказывать ребёнка «правильно»? Наказание? Порицание? Прощение?»;

Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».

Технологическая карта урока

Студентка:

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

УМК: «Школа России»

Тема урока

Собственные и нарицательные имена существительные.

Технология

ИКТ-технология, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, игровая технология

Цель урока

Организация деятельности обучающихся по формированию представлений о различии собственных и нарицательных имен существительных

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Учить школьников определять различия собственных и нарицательных имен существительных, находить имена собственные в предложениях; познакомить учеников с правилами написания имен собственных; закреплять знания школьников об имени существительном.

Развивать логическое мышление, внимание и воображение школьников, их речь и коммуникативные навыки; обогащать словарный запас учеников.

Воспитывать интерес к изучению русского языка, интерес и уважение к деятельности ученых-исследователей; воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении заданий.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умеют отличать собственные имена существительные от нарицательных имен существительных, находить собственные и нарицательные имена существительные в предложениях; знают правила написания имен собственных; умеют определять значения имен существительных; знают правила написания изученных орфограмм.

Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать свою деятельность и результаты своего труда; осуществляют само- и взаимопроверку.

Коммуникативные: умеют находить общий язык со сверстниками; учитывают различные мнения при решении учебных задач.

Познавательные: умеют анализировать полученную из различных источников информацию; умеют обобщать полученные знания и делать выводы.

Принятие и освоение социальной роли ученика; формирование ценностных ориентиров обучающихся; проявляют интерес к решению учебных задач.

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на слайд. Кому могут принадлежать все эти предметы?

  1. Мотивация.

- Чем занимаются исследователи? Деятельность ученых, исследующих предметы и явления окружающего мира, не стоит на месте. Российская наука подарила миру множество открытий, которыми пользуются люди во всем мире (например, вакцина от Короновируса).

- Какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий исследователь? Сегодня на уроке мы совершим свое исследование, а для этого нам нужно развивать в себе перечисленные качества.

  1. Актуализация знаний.
  2. Целеполагание.

- Предположите, как будет звучать тема нашего урока-исследования. Определим цель исследования. Из перечисленных на слайде пунктов составим план исследования, расставив их в нужном порядке.

  1. ОНЗ.

- Посмотрите внимательно на слова, записанные во втором столбце. Что они обозначают? Что общего в этих словах? Такие слова называют собственными именами существительными. Слова в первом столбце называют нарицательными именами существительными. Предположите, какие имена существительные называют нарицательными. Проверим ваши предположения, прочитав правило в учебнике.

​​- Какие имена существительные называют собственными? Какие имена существительные относятся к нарицательным?

- Зафиксируем этот шаг нашего исследования. Заполните пропуски в схеме на карточке, работая в парах. Проверим себя по эталону. Назовите примеры собственных и нарицательных имён существительных.

Физкультминутка

Мы, учёные, устали,

И со стульев дружно встали.

Потянулись и присели,

Покружились, тихо сели.

- Выполним упражнение из учебника.

  1. Закрепление.

- Проверим, как хорошо мы научились находить имена собственные и нарицательные в предложениях. Поработаем на карточках в группах. Подчеркните зеленым карандашом собственные имена существительные, синим карандашом – нарицательные имена существительные:

Под кустом Алеша нашел ежика.

Мою подругу зовут Юля.

Миша живет в Москве.

- Проверим работу 1 группы через документ-камеру. 2 группа оцените работу своих товарищей.

- А сейчас мы поиграем. Я буду называть имена существительные, если вы услышите имя собственное – хлопните в ладоши, если имя нарицательное – топните.

Денис, деревня, Кораблёв, город, Даша, Петрова, мальчик, Новгород.

  1. Итог урока + рефлексия.

- Вспомним, какую цель мы ставили перед собой. Что нового мы узнали в ходе сегодняшнего исследования?

- Как у настоящих исследователей, на ваших столах лежат лупы. Покажите лупу с синим стеклом, если считаете, что все на уроке было понятно, красным стеклом, если у вас возникали трудности.

- Благодарю вас за работу на уроке!

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Симонова Ирина Игоревна

Тема проекта

Какие бывают растения?

Актуальность проекта

Изучение младшими школьниками разнообразия растений способствует решению проблемы экологического воспитания в начальной школе, заключающейся в необходимости установления прочной связи «человек-природа» между младшими школьниками и окружающим миром. Общение с растительным миром природы способствует расширению общего кругозора школьников. Изучение разнообразия растительного мира родного края способствует формированию у младших школьников интереса к изучению малой родины, воспитанию патриотизма. Особое значение при изучении разнообразия растений приобретает формирование умения школьников отличать виды растений друг от друга, получение знаний об отличительных особенностях разных видов растений. В зависимости от особых свойств растений они могут быть использованы людьми в различных сферах деятельности.

Объект исследования

Растительный мир.

Цель проекта

Для учителя: организация деятельности школьников по формированию представлений о различных видах растений.

Для ученика: получение знаний об отличительных особенностях различных видов растений.

Тип проекта

По содержанию: исследовательский монопроект.

По организационной форме: групповой.

По времени: краткосрочный.

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

  1. Мотивационный.

Учитель заявляет общий замысел, создает положительный настрой на работу при помощи стихотворения о Стране растений. Ученики обсуждают общий замысел вместе с учителем, высказывают предположения о предстоящей исследовательской деятельности.

  1. Планирующий-подготовительный.

Учитель подводит обучающихся к определению темы и цели предстоящего исследования, вовлекает учеников в процесс постановки учебной проблемы. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель проекта, определяют задачи исследования, критерии оценки процесса и результата исследования, разрабатывают и фиксируют план исследования на чек-листах, согласовывают способы совместного решения поставленных задач проекта сначала с учителем, затем самостоятельно.

  1. Информационно-организационный.

Учитель наблюдает и координирует деятельность обучающихся, поддерживает их в решении поставленных задач исследования, в случае необходимости оказывает помощь. Ученики собирают материал, работают с литературой, непосредственно выполняют проект по плану, зафиксированному в чек-листах.

  1. Рефлексивно-оценочный.

Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности. Ученики представляют готовый проект, участвуют в коллективной оценке результата и процесса исследования, осуществляют устную и письменную (на чек-листах) самооценку.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: создание условий для организации самостоятельной работы учеников по решению индивидуальных и групповых задач проекта и промежуточного обсуждения полученных данных.

Гипотеза исследования: каждый из видов растений может быть полезен для человека.

Методы исследования: беседа, наблюдение, анализ, систематизация, классификация.

Оборудование для проведения исследования: компьютер, смарт-доска, документ-камера, планшеты.

Ход исследования: после составления и обсуждения плана исследования ученикам предлагается разделиться на 3 группы, каждая из которых будет заниматься изучением определенного вида растений. Группа 1 при помощи планшетов с выходом в сеть Интернет изучают травянистые растения. Группа 2, работая с текстом учебника, определяют основные особенности кустарников. Группа 3 анализирует статью из научно-познавательного журнала. Полученные в ходе анализа литературы данные ученики отражают в виде схемы и рисунка на общем плакате. Каждая из групп определяет видовые особенности растений, способы применения в различных сферах жизни людей, называют примеры каждого вида растений, обсуждают промежуточные результаты.

Продукт проекта

Плакат «Растительный мир»

Перспектива проекта

Применение плаката на уроках окружающего мира и биологии, участие в конкурсах, составление «Экологического уголка» класса.

09.06.2023 20:38


© 2023 134

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!