СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТРЕТИЙ КЛАСС!
(собрание-встреча)
Цели: познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников; обозначить проблемы характера для данного возраста.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей.
Учитель. Здравствуйте, мои дорогие коллеги. Промелькнули месяцы летних каникул, и я рада сказать вам (детям уже сказала): «Добро пожаловать в третий класс!» Именно так звучит тема нашего разговора.
Ваши дети взрослеют. Все увереннее и самостоятельнее делают свои самостоятельные шаги по своей дороге. Вам очень хочется помочь им… Это естественное и правильное желание. Только будьте помощником, а не руководителем! Помните, я просила вас относиться к взрослеющему ребенку, как садовник относится к дереву? Вы не заставите дерево расти быстрее, природу нельзя форсировать. Можно только сажать семена, поливать, вносить удобрения и ждать.
Наши нежные, хрупкие, ранимые елочки (именно так мы назвали детей-первоклассников) кажется, прижились, вздернули свои острые верхушечки. Теперь наша главная задача – помочь им вырасти красивыми, стройными, научить противостоять верным условиям и влияниям, выработать стойкость и поддержать стремление к свету.
II. Основная часть собрания.
Учитель. Кто же такие третьеклассники? Какими особенностями отличаются?
Психолог.* Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем, интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Родители могут оказать существенную помощь в реализации потенциальных возможностей детей этого возраста.
Развитие внимания.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1 раза – увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребёнка тренировать.
Развитие памяти
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.
Развитие мышления
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать приём классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения (см. Приложение 1. Игры на развитие способностей школьника).
Учитель. С каким настроением пришли ваши дети в школу в этом учебном году?
Диагностика, проведенная психологом, позволила найти ответ на этот вопрос (см. Приложение 2).
С каким настроением начинается этот год для вас, родителей? Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет нам определить ориентиры для работы в новом учебном году.
Анкета для родителей
1. Чего вы ждете от нового учебного года?
2. Какие вопросы хотели бы обсудить на родительских собраниях?
3. Какие проблемы волнуют вас и требуют консультации психолога?
4. Как, на ваш взгляд, нужно организовывать жизнь вашего ребёнка вне уроков? Чем наполнить его школьный досуг?
5. С каким настроением вы встречаете новый сентябрь? (Радуетесь и ждете новых совместных (с вашим ребенком) открытий, знаний, побед? Нервничаете в ожидании новых домашних заданий и предвидите стрессы, связанные с их выполнением?).
6. Какой конкретно помощи вы ждёте от школы в вопросах преодоления трудностей воспитания?
7. Ваше главное желание, связанное с началом третьего учебного года в жизни вашего ребенка.
Учитель. Сентябрь – непростой период перехода от длительного отдыха (за три месяца каникул у организма выработался особенный режим) к строго регламентированному учебному процессу. Вам, родители, следует учитывать, что организм ребенка не может сразу перестроиться, биологические часы – сложный механизм, требующий бережного отношения. Психологи советуют родителям за 10–14 дней до нового учебного года начинать переводить детей на новый режим. Если же проблемы с утренним пробуждением все-таки существуют, прислушайтесь к рекомендациям специалистов.
Выступление психолога, или медицинского работника по материалам статьи О. Анисимович «Работоспособность соблюдение режима дня. Все хорошо во время).
Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на «сов», «жаворонков», «голубей». В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.
Пик работоспособности |
||
«Жаворонок» |
Рано просыпается, рано ложится спать |
9–10 часов утра, 16–17 часов вечера |
«Сова» |
Встает позже, очень активен вечером |
11–12 часов утра 18–20 часов вечера |
«Голубь» |
Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно |
10–12 часов утра, 15–18 часов вечера |
Независимо от индивидуальных биоритмов школьник вынужден вставать рано утром, и в силах родителей помочь ему успешно начать день.
Советы для родителей.
Как помочь ребенку проснуться
1. Отличное средство быстро проснуться – физические упражнения, танцевальные движения под ритмичную музыку. Но если взрослые не привыкли делать зарядку с утра, бесполезно добиваться этого от ребенка, поэтому, прежде всего САМИ делайте то, к чему хотите приучить ребенка. Позвольте себе несколько минут потанцевать с ребенком, а потом можно приниматься за утренние дела.
2. Можно включать мультик, чтобы ребенок быстрее проснулся. Но время просмотра – один короткий мультфильм, ребенок не должен есть, и одеваться перед телевизором.
3. Хорошо пробуждает легкий массаж или приятные упражнения в кровати – потянуться, энергично поработать кистями рук, поднять ноги, сделать несколько вдохов-выдохов.
4. Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Для этого:
– пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время;
– время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов;
– обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате;
– учитывайте, что потребность в сне у ребенка 7–12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9–10 часов; в 13–14 лет – 9–9,5 часов; в 15–17 лет – 8,5–9 часов.
5. Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.
6. Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, т. е. общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.
Учитель. Сентябрь – месяц адаптации для всех. Но особенно сложен он для школьников, пришедших в новый коллектив. В нашем классе есть новички, прибывшие к нам из других учебных заведений. Поэтому мне хочется поделиться с родителями учащихся-новичков полезной информацией.
По наблюдениям детских психологов, действительно, легче всего переживают переезд сангвиники (или дети, в чьем характере преобладают черты сангвиника). Эти дети стремятся к новым впечатлениям, с удовольствием знакомятся с людьми, им интересно обустраиваться на новом месте. Часто переезд у них ассоциируется с праздником.
Маленькие холерики тоже очень общительны, но излишняя эмоциональность, склонность к перевозбуждению могут создать проблемы: ребенок плохо спит на новом месте, психика «перегружается» новыми впечатлениями, могут обостряться агрессивность, нетерпимость, плаксивость. Для таких детей важна постепенность перехода к жизни на новом месте.
Флегматики вообще не любят изменений в привычной, размеренной жизни. Они еще больше замыкаются в себе, не желают знакомиться с детьми. За внешне спокойным поведением кроется недовольство, может незаметно развиваться невроз, так как флегматичные дети загоняют свои эмоции (и положительные, и отрицательные) внутрь, внешне бывает сложно понять, чем ребенок недоволен, какие у него проблемы. «Вдруг» появляются вредные привычки (обкусывание ногтей, например), энурез, нервные тики и т. д.
Меланхолики тяжелее всего переживают переезд. Психические процессы у них неустойчивы, ребенка легко расстроить, напугать, он стеснителен, безынициативен, отсюда и проблемы – частые капризы, излишняя привязанность к маме, навязчивые страхи.
Положительные последствия переезда для ребенка:
– расширение круга общения (52 % опрошенных)
– расширение проблем в психическом развитии (21 % опрошенных)
– улучшение поведения (21 % опрошенных)
Отрицательные последствия переезда:
– проблемы со сном, нарушение режима (33 % опрошенных)
– затрудненное общение со сверстниками (26 % опрошенных)
– проблемы в психическом развитии (10 % опрошенных)
Родители должны понимать, что переезд, возможно, создаст определенные сложности для ребенка, поэтому в этот период вы должны быть особенно терпеливы и мудры. В случае адекватной реакции на проблемы ребенка со временем все образуется.
Учитель. Подходит к концу наша первая встреча в новом учебном году. Завершается очередной рабочий день вашего третьеклассника. Посидите с ним рядом. Укройте потеплей одеялом… Он уже спит? Присмотритесь повнимательнее: положение спящего ребенка может вам рассказать о том, чего вы не заметили днем (см. Приложение 3).
Ребенок морщит во сне носик, а потом – чему-то улыбается… Вы пытаетесь угадать, что снится маленькому человеку, но вам вряд ли удаётся это.
… Наверное, именно для такого случая известный врач В. Л. Леви написал слова, обращенные к родителям:. Мир ребенка – маленький мир, кажущийся тебе ничтожным, но для него это Вселенная. Этот мир строится из чудом уцелевших кусочков твоего позавчерашнего утра. Но ты не узнаешь, ты не видишь. Этот мир хрупок. Пытается подражать твоему, но, как сон, отклоняется, рассыпается. В нём другое пространство, другое время.
Ты думаешь, твой ребенок живет с тобой и благодаря тебе?. Нет, ребенок живет только рядом, живет своей жизнью. Ребенок – гость в доме, притом и неблагодарный гость.
Не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а, потеряв игрушку, приходит в отчаяние. Глупый маленький эгоцентрик, занимается ерундой, не желает знать, что почем и как все дается. Не понимает твоей любви, мешает тебе жить, мешает работать и управлять им ради его же блага – безумный слепец, сопротивляющийся поводырю!.
Да, все так: твое чадо – маленькая модель человечества.
И ты был таким же и остаешься. Маленький детеныш Истории, несущий в себе отпечатки всех прежних жизней.
Помни: каждый конфликт, каждая крупная ссора, каждый удар по самооценке оставляют в душе следы на всю жизнь. Конфликты неразрешенные, подавленные – вылезают, как крысы, из щелей памяти; принимают вид невроза, отравляют любовь.
Не зарывайся в сиюминутность – остерегись утерять большие ценности в погоне за меньшими. Бойся сужения сознания!
Если недоверие, отчуждение и война составляют основной фон, атмосферу ваших отношений, ребенок понесет их с собою и дальше как мешок с отравляющими веществами, будет терзать душу себе и другим.
Окончит то-то, станет тем-то, добьется того-сего – но если ценой утраты жизнерадостности, ценой потери души?.
Ты хочешь своему ребенку добра и только добра. Ты заботлив, предусмотрителен, требователен, иначе нельзя. Но спроси себя, где кончается ему (ей) это хорошо, это нужно и начинается субъективное: я этого хочу – твоя воля – страшная воля властвовать – подменять собою судьбу?.
Не забыл ли ты, что ребенок – не твое продолжение в том узком смысле, который ты в это вкладываешь, не актер твоего спектакля, не кукла?
Не забыл ли, что это живая душа, которую ты не знаешь, тайна вселенская, которую не постиг?
Что это и есть твое настоящее продолжение?! (В. Л. Леви «Как воспитать родителей или новый нестандратный ребенок).
III. Заключительная часть
Вы, конечно, поняли, мои дорогие коллеги, все правильно. А потому – поспешите к своим детям… Пусть в ваших семьях все будет хорошо!
© 2017, Ланьшина Юлия Игоревна 4282