СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Родительское собрание: « Детские страхи.»
Задачи: обсудить причины появления страхов у детей младшего возраста, совместно с родителями попытаться выработать способы поведения в трудных для ребёнка ситуациях, помочь овладеть приёмами, позволяющими детям справится с излишними страхами, тревогой.
Ход собрания.
Уважаемые родители, преследуют ли вас страхи? Конечно, это риторический вопрос. Ведь страх, тревога - это такие же проявления эмоции, как радость, восхищение, удивление. В последнее время психологи отмечают рост числа устойчивых страхов, с которыми мы не можем справиться. Но в отличие от взрослых страхов, детские, если к ним правильно относиться, вовремя выяснить причины появления,могут исчезнуть бесследно.
Сегодня мы вместе попробуем выявить причины появления страха у детей и подумаем, как можно помочь ребёнку избавиться от уже существующих страхов и предотвратить появление новых.
Как вы считаете, что может вызвать чувство страха у детей младшего школьного возраста?
Рекомендуется предложить родителям самим попробовать сформулировать причины появления страхов у детей. Учитель записывает ответы родителей на школьной доске, формулируя их в виде тезисов
Возможные варианты причин появления детских страхов:
1. Наличие страхов у родителей. Страхи взрослых очень часто передаются детям. Вероятность появления страхов у детей всегда вы при наличии их у родителей, причём большинство страхов передаётся детям неосознанно.
2. Тревожность в отношениях с ребёнком. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике калечат её.
3.Чрезмерное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками.
4.Большое количество запретов со стороны одного родителя и полное предоставление свободы ребёнку другим родителем.
5.Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых
6.Гиперопека над единственным ребёнком в семье. Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, т.к. такие дети чаще всего статановятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть, родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся воспитать «гения». В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.
7.Конфликтные отношения между родителями. Психологи отмечают, что дети младшего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей, причём именно дети в возрасте 6-7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.
8. Одиночество, боль вызывают страх.
9.Эмоциональная чувствительность, впечатлительность. Такие дети очень ранимы и уязвимы, всё принимают близко к сердцу и легко расстраиваются. Они чаще всего неспособны к агрессивным ответам, «все держат в себе», не выражая своих чувств и переживаний.
10.Поступление в школу. Это серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования. Возникает чувство ответственности, долга, соответственно возникают новые страхи — «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят и любят», страх сделать не то и не так, быть осужденным, наказанным. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать надежд своих родителей.
Выявление страхов у детей
Уважаемые родители, в чём проявляется возникновение страхов, что вы чувствуете, когда ощущаете всё возрастающее беспокойство? Внутри все холодеет, тело «тело наливается свинцом», ладони становятся влажными. Но, к сожалению, ощущения ребенка нам не доступны. По каким внешним признакам мы можем выявить, испытывает ли в данный момент ребенок чувство страха?
Ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопросы, говорит дрожащим голосом, а часто замолкает совсем. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, выражение его лица становится испуганным.
Как преодолеть возникновение чувства страха у детей?
Страх — это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Одни дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни, быстро осваиваются в ней, другие страдают настоящей школьной фобией.
Поступление в школу — серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а, сколько всего нужно уметь делать ~ внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы. А желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять.
Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо -он радостен, увлечён, он верит в свои силы (полная адаптация). Если же нет - интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.
Если первоклассники по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, они со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к «школобоязни» (дезадаптация). Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье.
Как можно помочь ребёнку преодолеть «школобоязнь»?
1. Повысить самооценку ребенка, укрепить уверенность в себе.
2. Помочь ребёнку научиться снимать излишнее напряжение. Для снятия тревожности можно проводить игры в «страшную школу», где с помощью кукол в форме мини-спектакля дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем пугающие моменты должны быть возведены в крайнюю степень (чтобы зрителям было оченьстрашно!).
Важно поощрять попытки ребенка изобразить свои страхи в юмористической, даже карикатурной, форме.
3. В младшем школьном возрасте отметка - это не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребёнком как оценка всей его личности. «Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребёнку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе, различными страхами. Именно поэтому важно использовать специальные оценки, максимально подробно объясняя ребёнку, за что и почему его хвалят или делают замечания. Оценивать нужно не всю деятельно сразу, а отдельные её элементы, особенно успешные.
4. Показать ребёнку, что его ценят вне зависимости от его yen или неуспехов, выигрыша или проигрыша. Это позволяет не ориентироваться на результат, относиться спокойнее к собственным успехам и неудачам.
5. Двигательные беспокойства, агрессивность, повышенную напряжённость можно снять, используя приём «щита»: взрослый держит щит, в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.д.
Детские страхи, не связанные со школой и учебой
Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Дети в младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет) боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты.
Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). В таких ситуациях рекомендуется проводить «направленное устранение страхов», которым подвержен ребёнок, с помощью рисования.
Классному руководителю совместно со школьным психологом рекомендуется провести индивидуальные беседы, в которых выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения, заболеть, умереть, наказания, темноты, сказочных персонажей, транспорта, животных, высоты, глубины, воды, огня, крови, врачей и т.д. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их. (Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия).
Этим простым приёмом могут овладеть и родители -тематическое рисование можно проводить и дома.
Подведение итогов Если правильно относиться к детским страхам, вовремя выяснить причины их появления, они могут исчезнуть бесследно.
© 2015, Лысенко Светлана Николаевна 254