СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Мой ребенок становится трудным…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1)Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка или поиск решения.

2) Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.

3) Развивать у родителей умение поиска выхода из трудных ситуаций общения с такими детьми.

Форма: информационно-практическая беседа.

Участники: родители детей класса, классный руководитель

Оборудование: таблицы с группами поведения, памятки для родителей.

Ход родительского собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Вы испытываете озабоченность и беспокойство в отношении своего ребенка, вас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Вы не одиноки: тысячи родителей переживают во многом сходные проблемы, и, весьма вероятно, что некоторые из них – ваши соседи и друзья – совсем рядом. Вы можете и не догадываться о том, что находитесь в такой большой компании, потому что в нашем обществе родителю полагается испытывать чувство стыда, когда сын или дочь пропускает занятия в школе, не делает уроки, грубит взрослым. Поэтому мы даже друзьям не склонны говорить о проступках детей и своих переживаниях по этому поводу. Для родителя допустить, чтобы отрицательные факты стали известны, все равно, что получить двойку за воспитание своего ребенка. Все, кого вы знаете, испытывают те же опасения, поэтому каждый предпочитает молчать, переживать наедине чувства одиночества и отчаяния. Сегодня мы попытаемся вместе искать причины трудностей в поведении детей.

ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК…. Что стоит за этими словами, какой он? Уважаемые родители, давайте попробуем нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Вы называете те ассоциации, которые у вас возникают на слова «трудный ребенок», а я запишу их на доске. (м.б. слова: лентяй, грубиян, двоечник, неудачник, безответственный, хулиган, и т.д.)

Как вы думаете: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»

(Родители приводят свои аргументы и свои ситуации, связанные с данным вопросом. Фиксируются ключевые слова на доске.)

В настоящее время ученые считают, что существует всего 4 причины «плохого» поведения ребенка, которые приводят к тому, что он становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая- борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.

Причина вторая- борьба за самоутверждение, борьба за власть. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья- желание мщения. Ребенок может мстить за:

- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

- унижение друг друга членами семьи;

- разводы и появление в доме нового члена семьи;

- чрезмерное проявление любви взрослых.

Причина четвертая- неверие в собственный успех, вызываемое учебными неудачами, взаимоотношениям в классе с учителем, низкая самооценка.

Давайте более тщательно рассмотрим аспекты «плохого» поведения детей. (раздаются карточки)

Карточка №1

Поведение, направленное на привлечение внимания.

Поведение ребенка

Может быть активным (привлекать всеобщее внимание всевозможными выходками), так и пассивным, т.е. делать все очень медленно, «в час по чайной ложке».

Причины поведения, направленного на привлечение внимания

  1. Взрослые больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо.
  2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.
  3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».

Положительные стороны поведения, направленного на привлечение внимания.

Дети нуждаются во взаимоотношениях с окружающими, готовы сотрудничать.

Принципы предотвращения поведения, направленного на привлечение внимания.

  1. Больше внимания уделять хорошему поведению.
  2. Учить детей просить внимания в приемлемой форме.

Таблица №2

Характеристика властолюбивого поведения.

Поведение ребенка

Вспышки негодования, конфронтация с окружающими.

Тихое послушание. Ребенок соглашается, но делает по-своему.

Причины властолюбивого поведения

  1. Изменение социальных установок в обществе.
  2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному поведению.

Сильные стороны властолюбивого поведения.

Дети демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам.

Принципы предотвращения властолюбивого поведения.

  1. Уход от конфронтации и снижение напряженности.
  2. Позволять детям реализовать свои организаторские способности.

Таблица №3

Характеристика мстительного поведения.

Поведение ребенка

Прямые и скрытые физические и психологические акты насилия. Ребенок может мстить учителям, родителям, всем окружающим.

Происхождение мстительного поведения.

Отражение роста насилия в обществе, в средствах массовых информаций. Культивирование стиля «силового» разрешение конфликтов в семье.

Сильные стороны мстительного поведения

Дети демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли.

Принципы профилактики мстительного поведения.

  1. Учить ребенка строить отношения с окружающими по принципы заботы о них.
  2. Учить ребенка выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме.

Таблица №4

Характеристика поведения, когда ребенок не верит в себя.

Поведение ребенка

Активная форма: вспышки негодования: ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.

Пассивная форма: откладывание работы на потом, заболевание.

Причины происхождения поведения.

Необоснованно завышенные ожидания учителей и родителей.

Твердая убежденность ученика, что он должен быть лучше всех.

Упор на соревнование в семье и в классе.

Сильные стороны поведения.

Для большинства учащихся сильных сторон нет.

Небольшая часть детей может стремиться делать все лучше всех.

Принципы профилактики «неверия» в собственные силы, низкая самооценка.

Поддержка ребенка, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась не «Я могу».

Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения его в деятельность со сверстниками.

  • Работа родителей в микрогруппах по 5-7 человек. Родители обсуждают услышанную информацию, анализируют таблицы, заполненные детьми и учителем. Обсуждают полученные педагогические рецепты.
  • Подведение итогов работы в микрогруппах.
  • Обсуждение родителями притчи о перевернутом камне.

Притча.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «зачем ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблема в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате, в нашем попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцариться мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем!»

  • Родители получают памятки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.

Родительская поддержка – это процесс:

- в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

- который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;

- который помогает ребенку избежать ошибок;

- который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудностипри плддерки тех, кого она считает значимым для себя.

Для того, чтобы привить веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

- забыть о прошлых неудачах;

- помочь ребенку «начать с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способности достичь успеха;

- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • Опираясь на сильные стороны ребенка.
  • Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  • Показать, что вы удовлетворены ребенком.
  • Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
  • Внести юмор во взаимоотношения.
  • Проводить больше времени с ребенком.
  • Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  • Уметь взаимодействовать с ребенком
  • Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • Принимать индивидуальность ребенка.
  • Проявлять сопереживание и веру в вашего ребенка
  • Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

- Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо.

- Ты делаешь это очень хорошо.

- Это серьезный вызов, но я уверена, что ты к нему готов.

Слова разочарования:

- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

- Ты мог бы сделать это намного лучше.

- Эта идея никогда не может быть реализована.

- Это для тебя слишком трудно.

Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ваш ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжить дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно с помощью:

- отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово и т.д.);

- высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс», «Я рада, что ты в этом участвовал», «Это здорово!»);

- прикосновений (дотронуться до руки, обнять, погладить);

- совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом с ребенком; играть с ним; слушать его);

- выражением лица (улыбка, подмигивание, смех, кивок).

Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, положительных сторон.

Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и тому подобное.

13.10.2017 23:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!