СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать! Я рада видеть вас в нашем первом классе. Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.
Сейчас у ваших детей идет адаптационный период.
Что же такое адаптация к школе и почему она так важна? Адаптация первоклассников - это, своего рода, привыкание ребенка к новому ритму жизни, к новым правилам, обстоятельствам, к новым людям. И, что немаловажно, осознание ребенком себя в новой роли, в роли «ученика». От того, как сложатся его отношения со школой, во многом зависят его дальнейшие успехи на этом поприще. С первых дней учебы нашему маленькому ученику придется столкнуться с достаточно серьезными трудностями: • перестроиться на режим дня школьника; • изменить игровой вид деятельности на учебный; • усвоить огромное количество новой информации, которой нельзя сразу поделиться; • сдерживать охватывающие эмоции; • слышать только учителя, а не соседа по парте; • сидеть целый урок, когда хочется уже поиграть, да и вообще – просто трудно сидеть; • справиться со всеми нагрузками и при этом оставаться веселым, активным и жизнерадостным. И кому, как не нам, родителям помочь малышу преодолеть трудности в начале такого большого пути, как школьная жизнь. Согласитесь, и у нас, взрослых иногда бывают такие моменты в жизни, когда нужна поддержка. И новоиспеченным первоклассникам она необходима. Давайте задумаемся о нашем отношении к детским успехам и неудачам: можем ли мы вникнуть в школьные проблемы малыша, правильно ли мы их воспринимаем. К сожалению, если случаются неудачи в учебе, мы, родители часто болезненно их воспринимаем, чрезмерно беспокоимся и спешим выразить свое недовольство ребенку. Таким образом, добавляем своим детям еще одну проблему: в школе - трудности, дома - непонимание. Если мы хотим, чтобы ребенок учился с удовольствием, был способным учеником и вырос успешным человеком, давайте поможем ему справиться с периодом адаптации к школе. Как помочь ребенку преодолеть период адаптации к школе без вреда для его здоровья? • Не перегружайте ребенка. Не пытайтесь дать ему все и сразу. Дайте первокласснику возможность побыть ребенком. Лишние кружки и секции, скорей всего приведут к повышенной утомляемости, и как следствие – к снижению работоспособности, раздражительности, проблемам со здоровьем. Если для вас очень важны занятия спортом или музыкой, либо начните водить туда ребенка задолго до начала школьной жизни, либо подождите еще год. • Режим дня школьника. Не нужно сразу после школы заставлять ребенка писать, читать, и как бы то ни было заниматься. Отправьтесь на прогулку, дышите свежим воздухом, бегайте, прыгайте, отвлекайтесь. Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. А уже потом можно заняться и уроками (хотя по нормативам в первом классе домашних заданий быть не должно). Самым оптимальным временем для выполнения домашних заданий психологи считают время от 17 до 19 часов. Вечером ограничьте активные игры, а также время, проведенное у телевизора и компьютера. Уложите ребенка не позже 9 часов вечера. • Хвалите его. «Грязь» в тетради, не выученный стих, двойка по поведению – все это, не идет ни в какое сравнение с тем, что от вашей строгости и непонимания ребенок навсегда перестанет верить в себя. Именно сейчас у него складывается собственное мнение о себе, как члене коллектива. Поддержите его, выслушайте, возможно, советом помогите наладить отношения со сверстниками. Не ругайте первоклассника за неудачи. Чем больше вы будете наседать на него, тем более он будет зацикливаться на своих проблемах. • Уделяйте серьезное внимание детским рассказам о школе. Даже если что-то показалось вам не таким уж важным, для вашего ребенка может много значить. Замечая вашу заинтересованность его делами и проблемами, ребенок чувствует вашу поддержку. А вы, тем самым, можете из разговора сделать вывод о том, как проходит процесс адаптации к школе и нужна ли ваша помощь. •Прислушайтесь к ребенку. Обратите внимание на настроение ребенка до школы и после школы, на аппетит, на общее состояние. Если вы заметили, что ваш ребенок утром не хочет идти в школу, стал конфликтным, начал быстро утомляться, плохо есть - это уже первый звоночек о том, что процесс адаптации к школе идет не совсем хорошо. Поговорите с ребенком, спросите, что его тревожит, успокойте и дайте понять, что для вас важны не его успехи, а он сам. Если ситуация затянется, возможно, придется обратиться к школьному психологу. • Психологический комфорт. Постарайтесь сделать так, чтобы все, что касается школы, вызывало у ребенка положительные эмоции. Будь то выбор пенала или утренняя прическа, завтрак или торопливая дорога к школе, оставайтесь доброжелательными и спокойными, любящими и заботливыми. И тогда ваше чадо в скором времени порадует вас своими успехами, которые не заставят себя долго ждать. Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно. Ребенок должен быть готов к школе психологически. Психологическая база речи – это фундамент, на котором строится всё обучение в школе. Специалисты выделяют два вида психологической готовности: личностную и интеллектуальную. Личностная готовность к школе подразумевает определенное отношение к себе, к своим способностям. Самооценка школьника не должна быть завышенной или заниженной. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью ребенка обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять зависимости, делать выводы. Уровень развития речи – один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность. Основные требования к развитию речи будущего первоклассника: - правильное звукопроизношение, хорошее развитие движений органов речи (губ, щек, языка); - сформированные фонематические процессы - умение различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции; - владение основами грамматического строя речи; - владение довольно обширным словарем; - умением составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы; Оцените уровень речевого развития Вашего ребёнка: • Может ли ребенок назвать основные окружающие его предметы? • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник? • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом? • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай? • Четко ли ребенок выговаривает слова? • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? Какие психические процессы должны быть развиты для овладения чтением и письмом? Данные вопросы и задания помогут выявить уровень развития психических процессов у Вашего ребёнка. 1). Зрительные процессы: восприятие, внимание, различение, память Зрительное различение - способность идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, непохожую на остальные. - различение букв и коротких слов, например б-п, кот-год? Зрительная память - Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать? Зрительное восприятие - Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? - Понимает ли ребенок, что читают слева направо? 2).Слуховые процессы: восприятие, внимание, память - В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес? - Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа); 3). Логическое мышление - способен ли ребёнок находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умеет ли он правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам; 4). Произвольное внимание - способен ли ребёнок удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут; 5). Произвольная память – способен ли ребёнок к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом/слово-картинка либо слово-ситуация/). ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ Как развить психологическую базу речи с помощью игр? Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти – Найди такую же картинку - «Нарисуй фигуру» - Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти – - «Поймай звук» «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его: - А, У, К, Т, М, П, К; - ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК; - ДОМ, ТОМ, КОМ. Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». – - «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза. Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия. Развитие логического мышления – - Закончи предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...». - «Четвертый лишний» В ряду из 4 картинок малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. - «Аналогии» Ребёнку называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день –ночь, лето – ... (зима)»; «часы – время, градусник – ... (температура)», «глаз – зрение, ухо – ... (слух)». Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось. Развитие произвольного внимания - способности удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут; - «Съедобное – несъедобное» Ребёнку кидают мячик и при этом называют предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет – отбрасывается - «Летает – не летает» Взрослый называет предметы. Если предмет летает – ребёнок поднимает руку. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. И давайте будем помнить о том, что как бы ни было трудно в начале пути, впереди ждет много интересного и увлекательного, ведь школа это целая эпоха, о которой наши дети потом будут вспоминать с приятной грустью. А наша задача – создать для ребенка такие условия, которые не позволят периоду адаптации к школе затмить стремление школьника к новым знаниям.
© 2015, Ходакова Альбина Хафизовна 1235