СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изучение биологических объектов нельзя представить без непосредственных наблюдений и исследований в природе. Для этого существуют специальные занятия – экскурсии. Возникшие вначале как необязательные формы внеклассной и внешкольной работы, биологические экскурсии постепенно стали включаться в процесс обучения в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса.
Значительный вклад в развитие методики экскурсий при обучении биологии внесли А.Я.Герд, В.В.Половцев, К.П.Ягодовский, В.Е.Райков, Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, И.Д.Зверев, И.И.Полянский и другие методисты биологи.
Введение экскурсий в обучение биологии диктуется поставленными задачами школьного биологического образования и теми возможностями, которые открывает перед учителями и учащимися эта форма обучения. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся.
Многолетний опыт работы ведущих учителей-методистов показывает, что любовь к предмету, интерес к той или иной области биологии не редко рождаются именно на умело проведенной экскурсии. Проведение экскурсий в курсе «Биология» в среднеобразовательной школе способствует активации познавательной и учебной деятельности школьников.
В связи с необходимостью расширения сети зооцентров на Дальнем Востоке, в том числе и за счёт зоопарков с искусственно созданными условиями обитания видов из различных природных зон мира, необходима информация о составе и размещении животных в зооцентрах и других учреждениях, а также их оценка возможностей для проведения различных видов тематических или комплексных экскурсий с учащимися и различными категориями населения города Комсомольска-на-Амуре. Чтобы использовать весь видовой состав, который имеется на данный момент, для заинтересованности учащихся в предмете "Биология", а также повысить качество оценок выпускных экзаменов. Так как наглядность в современном мире играет наибольшую роль в развитии учащихся в 21 веке, чем обычные уроки в школе за партой, в следствие чего у них пропадает интерес к данному предмету.
Включение экскурсий в план учебно-воспитательного процесса позволяет установить взаимосвязь между их содержанием и материалом, пройденным на предшествующих уроках. Полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений могут быть использованы на многих последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях. А также в проектной деятельности учащихся,которая является средством развития личности и ее грамотного взаимодействия с живой природой.Использование проектного метода эффективно тем, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, приобщаются к проникновению вглубь явлений, пониманию происходящих процессов и т.д.
Экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предмету биология. Эффективность любой экскурсии определяется не только выбором объектов показа, разработкой маршрута, знаниями экскурсовода, но и хорошим владением им техникой проведения экскурсии. От этого зависит обеспечение четкого порядка на ней, создание условий для восприятия материала экскурсии. К технике проведения экскурсии также причисляют: расстановка группы у объекта, соблюдение плана экскурсии, ответы на вопросы учащихся, использование индивидуального текста, экспонатов из «портфеля экскурсовода» и звукозаписей, работа с микрофоном.
На основе анализа методической литературы мы определили структуру учебной экскурсии, которая включает несколько этапов: подготовку, проведение и заключение. При подготовке и проведении школьных экскурсий в условиях зоопарка или зооцентра учитель должен проявлять значительную гибкость и находчивость, чтобы сразу на ходу перестраиваться соответственно поведению животного и в то же время сохранять последовательность изложения материала.
После анализа учебно-методических линий по биологии для 7 классов, я сделала вывод, что экскурсии в методике преподавания биологии в современных школах не являются составной частью обучения и воспитания. Выявленные в ходе теоретического анализа литературы требования к методике подготовки и проведения экскурсий в зоологические центры и зоопарки позволили мне разработать методику организации экскурсий в зоологический центр «Питон» по ряду тем курса «Зоология» и провести их на педагогической практике в школе.
На основании проведённых школьных экскурсий можно сделать вывод о том, что организация и проведение экскурсий при обучении разделу «Зоология» способствует развитию познавательного интереса у учащихся к биологии. В целях повышения качества биологического образования включение школьных экскурсий в процесс изучения курса «Зоология» является не только возможным, но целесообразным и крайне важным.
© 2022, Сурганова Наталья Викторовна 398