СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности!!!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности

преподаватель физкультуры МАОУ Константиновская СОШ

Земцов Артем Михайлович

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. При правильной организации занятия физической культурой могут стать важным средством в предупреждении переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам.

Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно – двигательной.

Трудовое воспитание. Постановка физического воспитания в каждом среднем специальном учебном заведении определяет в значительной степени готовность каждого выпускника к работе по специальности. Сущность трудового воспитания в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. В процессе подготовки и проведения занятий необходимо обращать внимание на коллективную расстановку и уборку снарядов, оборудования, инвентаря, участие в общих работах по благоустройству площадок, выполнению производительного труда в период нахождения в оздоровительно – спортивных лагерях и т. д.

Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения. Целеустремленность, многократное выполнение физических упражнений для настойчивости в достижении цели переносятся в последующем и на трудовую деятельность.

Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений.

Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально – волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

Физическая культура и спорт – средство укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. Выступая в соревнованиях в различных странах, на различных континентах, спортсмены знакомятся с культурой и бытом страны, с историческими местами. Совместные выступления спортсменов разных стран в клубах и национальных сборных командах укрепляют дружбу народов. Теплая дружеская обстановка соревнований, взаимопомощь, уважительное отношение к спортивному противнику способствуют интернациональному воспитанию не только спортсменов, но и зрителей. Международные встречи воспитывают уважение к спортсменам различных стран, к их обычаям, традициям, помогают преодолеть расовые предрассудки, поощряют международное сотрудничество.

Яркий пример дружбы и международного сотрудничества – Олимпийские игры, возрожденные для наших современников.

В занятиях физической культурой и спортом удивительным образов сочетаются коллективизм и естественное стремление человека к успеху, соревновательность. Законы жизни в коллективе требуют от человека честности, скромности, взаимовыручки, уважения соперника, товарищей по ко манде, отсутствие зазнайства, способности ради победы команды пожертвовать в иных случаях и своим личным результатом.

Соревновательность, как неотъемлемая часть занятий физической культурой и спортом, требует проявления не только дисциплины, целеустремленности, выдержки, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям зрителям, умения проявить твердость характера в спортивной борьбе.

То есть успех в области физической культуры и спорта во многом зависит от наличия положительных нравственных качеств, которые одновременно являются социально-значимыми. И физкультурно-спортивная деятельность представляет собой благодатную почву для их формирования.

Эффективность педагогической деятельности значительно повышается при соблюдении следующих принципов:

  • индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;

  • учет возрастных особенностей занимающихся;

  • использование примеров из жизни знаменитых спортсменов;

  • связь слова и дела, жизни и воспитания в деятельности педагога;

  • доверие по отношению к обучаемым.

В процессе нравственного воспитания следует придерживаться следующего алгоритма действий:

  • необходимо понять, отсутствие каких качеств прежде всего мешает обучающемуся и сделать упор на важнейшем среди них, формирование которого могло бы "вытащить" за собой другие;

  • необходимо сформировать положительную мотивацию к формируемым качествам (чертам), в том числе с помощью положительного образца, который бы показал детям их необходимость и важность;

  • усвоение и закрепления формируемых качеств следует осуществлять постоянно.

Особую важность здесь имеет индивидуальный подход и постоянный контроль в самых разных формах - от прямых указаний до косвенных напоминаний.

Итак, формула воздействия занятий физической культурой на формирование личности такова: успешное овладение искусством движений, укрепление тела, занятия спортом требуют от человека проявления определенных нравственных качеств, что под умелым руководством педагога, способствует личностно-нравственному формированию человека. Причем приобретенные нравственные качества и черты характера, естественным образом будут перенесены обучающимися из области занятий физической культурой на жизненную позицию в целом. А это, в свою очередь, будет способствовать нравственному оздоровлению общества в целом.

Категория: Физкультура
24.01.2020 08:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП