СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности
преподаватель физкультуры МАОУ Константиновская СОШ
Земцов Артем Михайлович
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам
Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. При правильной организации занятия физической культурой могут стать важным средством в предупреждении переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам.
Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно – двигательной.
Трудовое воспитание. Постановка физического воспитания в каждом среднем специальном учебном заведении определяет в значительной степени готовность каждого выпускника к работе по специальности. Сущность трудового воспитания в систематическом и
Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения. Целеустремленность, многократное выполнение физических упражнений для настойчивости в достижении цели переносятся в последующем и на трудовую деятельность.
Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в
Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений.
Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально – волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.
Физическая культура и спорт – средство укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. Выступая в соревнованиях в различных странах, на различных континентах, спортсмены знакомятся с культурой и бытом страны, с историческими местами. Совместные выступления спортсменов разных стран в клубах и национальных сборных командах укрепляют дружбу народов. Теплая дружеская обстановка соревнований,
Яркий пример дружбы и международного сотрудничества – Олимпийские игры, возрожденные для наших современников.
В занятиях физической культурой и спортом удивительным образов сочетаются коллективизм и естественное стремление человека к успеху, соревновательность. Законы жизни в коллективе требуют от человека честности, скромности, взаимовыручки, уважения соперника, товарищей по ко манде, отсутствие зазнайства, способности ради победы команды пожертвовать в иных случаях и своим личным результатом.
Соревновательность, как неотъемлемая часть занятий физической культурой и спортом, требует проявления не только дисциплины, целеустремленности, выдержки, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям зрителям, умения проявить твердость характера в спортивной борьбе.
То есть успех в области физической культуры и спорта во многом зависит от наличия положительных нравственных качеств, которые одновременно являются социально-значимыми. И физкультурно-спортивная деятельность представляет собой благодатную почву для их формирования.
Эффективность педагогической деятельности значительно повышается при соблюдении следующих принципов:
индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;
учет возрастных особенностей занимающихся;
использование примеров из жизни знаменитых спортсменов;
связь слова и дела, жизни и воспитания в деятельности педагога;
доверие по отношению к обучаемым.
В процессе нравственного воспитания следует придерживаться следующего алгоритма действий:
необходимо понять, отсутствие каких качеств прежде всего мешает обучающемуся и сделать упор на важнейшем среди них, формирование которого могло бы "вытащить" за собой другие;
необходимо сформировать положительную мотивацию к формируемым качествам (чертам), в том числе с помощью положительного образца, который бы показал детям их необходимость и важность;
усвоение и закрепления формируемых качеств следует осуществлять постоянно.
Особую важность здесь имеет индивидуальный подход и постоянный контроль в самых разных формах - от прямых указаний до косвенных напоминаний.
Итак, формула воздействия занятий физической культурой на формирование личности такова: успешное овладение искусством движений, укрепление тела, занятия спортом требуют от человека проявления определенных нравственных качеств, что под умелым руководством педагога, способствует личностно-нравственному формированию человека. Причем приобретенные нравственные качества и черты характера, естественным образом будут перенесены обучающимися из области занятий физической культурой на жизненную позицию в целом. А это, в свою очередь, будет способствовать нравственному оздоровлению общества в целом.
© 2020, Земцов Артем Михайлович 690