СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. определяет основные требования к условиям, которые необходимо создать в каждом образовательном учреждении для реализации обновленных целей образования. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Важное место в обучении занимает формирование у школьников универсальных учебных действий - совокупности способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В широком смысле - это умение учиться. Новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных ЗУН, но - способами формирования универсальных учебных действий (УУД), личностных результатов.

Но как практика показывает, не все участники образовательного процесса готовы к новым условия обучения. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения.

Существенное значение в формировании УУД имеет психологическое сопровождение.

В нашей школе психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.

Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приёмам формирования личностных характеристик обучающихся. Психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций.

Программа сопровождения родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.

Если сопровождение педагогов и родителей носит консультативный, профилактический характер, то работа с учащимися - диагностический и коррекционно – развивающий.

Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов.

Программа психологического сопровождения реализуется с учащимися начальной школы во внеурочной деятельности через организацию групповых психологических занятий, которые позволяют формировать у учащихся универсальные учебные действия.

Занятия по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я» проводятся в течение всего учебного года. Все упражнения и игры каждого занятия объединены сказкой или поучительной историей. Это сразу же вызывает заинтересованность у детей, настраивает их на определённую работу. Занятия формируют личностные и коммуникативные действия, учат учащихся общению, сотрудничеству, учат планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах.

Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1- 4 классов Н. П. Локаловой формирует целостную психологическую основу обучения. Основным содержанием занятий является развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Данные психологические занятия призваны оказывать помощь в эффективном усвоении учебного материала слабо подготовленным к обучению учащимся. Занятия проводятся с 1 класса и продолжаются во 2, 3, 4 классах. Если во 2 классе представляется важным развитие наглядно – образного мышления и начало формирования словесно – логического мышления, а также внутреннего плана действия – новообразований этого возрастного периода, то в 3-4 классах основной упор психологического развития делается на формирование у учащихся словесно – понятийного мышления, развитие произвольности и внутреннего плана действий. Программа формирует у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия.

Специальный психологический курс коррекционно – развивающих занятий для учащихся 3 – 4 классов Т. Н. Князевой «Я учусь учиться» помогает решать комплекс задач по интеллектуально – личностно – деятельностному развитию младших школьников и подготавливает их к переходу на следующую ступень школьного образования. Программа в полной мере позволяет формировать у учащихся необходимые для данного возраста универсальные учебные действия.

Результатом выше указанной коррекционо – развивающей работы является успешная адаптация учащихся к школьной жизни, развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе, повышение познавательной активности, формирование УУД.

С этого учебного года спланирована и апробируется работа с учащимися 1 класса по курсу Е. В Языкановой. Программа развивающих занятий по новому образовательному стандарту (второго) поколения, которая направлена на формирование общеинтеллектуальных умений, развитие внимания, памяти, пространственного восприятия и сенсорной координации, а также формирование учебной мотивации и развитие личной сферы. Данный курс тоже нацелен на интеллектуально – личностно – деятельностное развитие младших школьников.

От сформированности универсальных учебных действий во многом зависит успешность обучения. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Князева Т. Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.:АРКТИ, 2004.
  2. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов).1 часть. Книга для учителя. – М.: «Ось – 89», 2008.
  3. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов). 2 часть. Материалы к урокам психологического развития – М.: «Ось – 89», 2008.
  4. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1- 4 класс/сост. Е. в. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. – М., 2001.
  6. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.- М., 2004.
  7. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий. Практическое пособие. – М., 2004.
  8. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М,2010.
  9. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004
  10. Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М., 2004.
Категория: Психологу
07.03.2015 19:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!