СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственное воспитание ребенка начинается в семье. Именно семья является первой социальной «ячейкой», в которую попадает ребенок после рождения и именно в ней переплетены все естественно-биологические и социально-психологические связи родителей и детей. Д. С. Лихачев писал, что привязанность детей к семье формируется не путем лекций и наставлений, ее не создать нарочно; она создается той атмосферой, которая царит в семье. Самые главные ценности в семье, добросовестный труд, здоровый образ жизни, учение и самообразование, любовь к Родине, к родному народу, родной культуре и почтительное отношение к памяти предков. Это ценностные ориентиры вырабатывались нашим обществом веками.

Семейная микросреда передает ребенку социальный опыт и знания, накопленный предыдущими поколениями, нравственный опыт самих родителей. Ребенок с раннего возраста усваивает нормы поведения своих родителей и в соответствии с ними строит свои отношения с близкими людьми, а затем, усвоенные отношения, переносит в социум. От первичного нравственного опыта зависит, как будут строиться отношения со сверстниками, педагогами, соседями. Именно в семье ребенок учится соотносить свои поступки с интересами других людей, учитывать их желания и взгляды на ту или иную проблему, проявлять заботу об окружающих.

Задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувство позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные формы были нарушены. Основа таких чувств закладывается в детстве, а задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы, добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы ребенок понимал, какие поступки не допустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Нравственное воспитание в семье заключается в усвоении моральных понятий о добре и зле, в формировании нравственных чувств и эмоций, в возникновении нравственных потребностей и убеждений.

Отзывчивость – одна из ступеней нравственного воспитания. Её нужно воспитывать еще до сложившихся понятий добра и зла, чувства долга и социальной ответственности. Умение чувствовать состояние и потребности другого человека, сочувствие его затруднениям, сопереживание, желание облегчить его страдания – всё это делает ребенка чутким, сердечным человеком. Родители должны научить ребенка заботиться о тех, кто находится рядом, уступать своим желаниям ради другого. Установить правила, которые направлены на формирование такого чувства, как добро: «Никогда никому не вредить – стараться приносить максимум пользы». «О добре не нужно говорить – добрые поступки следует совершать» - нравственная потребность, которую важно заложить в ребенка.

Таким образом, нравственное воспитание заключается в том, чтобы в жизни родителей сказанные слова сопровождались реальными делами. Только тогда они своим примером сформируют нравственные качества и у своих детей.

14.12.2023 17:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП