СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль современного обучения информационным технологиям на уроках информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Статья посвящена информатизации и компьютеризации среднего профессионального образования, как необходимого условия развития современного информационного общества. Указан ряд проблем преподавания информатики и информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс, проблемы преподавания информатики и информационных технологий.

Актуальность преподавания информатики в настоящее время не вызывает сомнений. Использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Информационные технологии играют в этом процессе особую роль, так как применение последних способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала. Так же интенсивное использование новых образовательных технологий может послужить повышению качества образования в целом.

Цель статьи – ознакомить с ролью информационных технологий при обучении учащихся на уроках «Информатики» в среднем профессиональном образовании.

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс, включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Подготовка личности к любой профессиональной деятельности начинается с получения профессионального образования. Именно в нём закладывается система знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, приобретаются общекультурные и профессиональные компетенции. Именно в образовании обучающийся овладевает навыками работы с информацией, получаемой из различных источников, для решения профессиональных задач, навыками работы с программными средствами общего назначения при решении профессиональных задач. Динамика развития информационного общества показала, что традиционных методов и средств обучения недостаточно для повышения качества подготовки выпускника. Этот факт указывает на необходимость внедрения инновационных методов обучения в среднем профессиональном образовании, в том числе переход образовательного процесса на современные технологии обучения с использованием новейших информационных технологий.

Основные преимущества, которые дает использование информационных технологий в образовании по сравнению с традиционным обучением, заключаются в следующем:

‒ информационные технологии значительно расширяют и улучшают восприятие учебной информации за счет применение цвета, графики, звука, анимации, что позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;

‒ позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к обучению;

‒ способствуют наиболее широкому раскрытию способностей обучаемых, активизации их умственной деятельности;

‒ способствуют формированию рефлексии (обучающийся имеет возможность наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее).

Для того чтобы воспитать и обучить будущего высококвалифицированного специалиста, я на своих уроках «Информатики» применяю разнообразные формы и методы работы, для чего использую информационные технологии: компьютеры, разные современные программы, мультимедийное устройство, Интернет ресурсы. Основные области применения информационных технологий в учебном процессе:

‒ сопровождение изложения нового материала мультимедийными средствами (например, при помощи программы презентаций Power Point, программы Windows Movie Maker);

‒ проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ;

‒ закрепление изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы);

‒ проверка, тестирование и контроль (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

‒ самостоятельная работа учащихся (обучающие программы, электронные учебники, методические пособия, базы данных, энциклопедии и т. д.).

Всё вышесказанное позволяет предоставлять возможности:

- рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

- сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

- вовлечь в процесс активного обучения учащихся, имеющих средний уровень;

- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Знания, полученные на уроках информатики, учащиеся применяют в учебном процессе на уроках общеобразовательных и спецдисциплин: составляют презентации, выполняют виртуальные практические и лабораторные работы по химии, физике, биологии, создают анимационные маршруты движения транспорта, схемы кирпичной кладки. Нужно учитывать то, что для большинства выпускников будущая профессия будет связана с информационными технологиями.

Однако ещё существуют проблемы преподавания информатики и информационных технологий. Самые распространённые традиционные из них:

  • отсутствие необходимого количества вычислительной техники;
  • быстрое моральное старение техники и программного обеспечения;
  • постоянное появление новых информационных технологий;
  • недостаточно высококвалифицированных преподавателей, умеющих пользоваться современными новейшими технологиями.

Вывод

Компьютер в сочетании с хорошей программой обладает огромным потенциалом, и поэтому информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в моей профессиональной деятельности. С одной стороны, они усложнили мою работу, с другой – сделали ее более увлекательной, творческой и плодотворной.

В самом ближайшем будущем умение преподавателя пользоваться компьютером в учебном процессе станет обязательным элементом его профессиональной компетенции.

Полученные выпускниками знания позволят рационально и умело использовать их в своей профессиональной деятельности и в жизни в целом.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как обучающихся, так и преподавателя.

Категория: Информатика
15.09.2021 10:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!