СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Условия рыночной экономики, конкуренция товаропроизводителей обуславливает повышенные требования к профессиональным качествам будущих специалистов. Стратегической целью профессионального образования является формирование компетентности будущего специалиста

Сегодня все виды профессиональной деятельности специалистов напрямую связаны с информационно-технологическими компетенциями. Качество и уровень полученного образования определяет конкурентоспособность специалиста, его возможность адаптации к быстроменяющейся среде, степень взаимодействия, развитие информационных коммуникаций. Поэтому при обучении студентов особое внимание уделяется практическому обучению, формированию навыков, и связи обучения с контролем.

С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты.

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.

Сегодня педагогически грамотный специалист, в том числе и преподаватель информатики, должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий. Для достижения выше сказанного мной применяются на занятиях различные методы и формы обучения, современные технологии: это и обучение в сотрудничестве, и проблемное обучение, игровые технологии, технологии уровневой  дифференциации, групповые технологии, технологии развивающего обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления учащихся.

Новизной моей работы стало то, что технологию критического мышления под уроки информатики никто никогда не адаптировал. До начала работы в течение года была составлена программа применения этой технологии на занятиях, поставлена цель на получение результата, подобраны практические задания.

Критическое мышление содействует формированию исследовательской интуиции, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Kритическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Критическое мышление предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.

Технология критического мышления позволяет:

  • организовать самостоятельную работу на занятии;
  • вовлечь каждого в учебный процесс;
  • развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
  • повышать уровень самоорганизации учащихся;
  • овладевать рациональными приемами самообразования;
  • стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
  • развивать ключевые компетентности учащихся.

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»

Вызов. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всем.. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

Осмысление. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст,  прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы.

Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.

 На каждой стадии урока используются различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

  На стадии вызова возможно использование таких методов, как:

 - предположение темы урока по ключевым словам разгаданного ребуса,

 - по слайдам просмотренной презентации,

 - составление кластеров,

 - работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами,

 - работа с таблицами,

 - «верные и неверные утверждения»,

 - «Корзина идей»,

 - «Перевернутые логические цепочки» и т. д.

 Способы организации работы на стадии «вызова» можно проводить как в форме индивидуальной работы, так и в её сочетание с парной и групповой работой. На этапе «вызова» применение таких методов работы позволяет учащимся не только вспомнить материал, изученный на прошлых уроках, но и учиться работать в группе, слушать и слышать друг друга, анализировать информацию, делать выводы, искать пути решения поставленной задачи. Использование таких методов работы позволяет заметить, что ученики больше общаются друг с другом, интересуются мнением других учеников в группе, медленные ученики не ведут себя обособленно так, как и им достается определенная роль в группе.

 На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:

 - информационное домино,

 - нахождение информации,

 - выбор нужной информации с помощью ресурсов интернета,

 - составление алгоритма решения задачи,обсуждение его в парах,

 - поиск нового решения задачи,

 - работа по готовому алгоритму, где требуется изучить ресурс, составить к алгоритму тонкие и толстые вопросы и проработать их в парах,

 - «Шесть шляп»,

 - прием «фишбоун»,

 - составление синквейна и т. д.

Для закрепления можно использовать прием «фишбоун», на  схеме в «голове рыбы» - указана проблема, решаемая в течение занятия. В «теле рыбы» указываются пути решения этих проблем.

Этот прием позволяют вызвать интерес к предмету, развивает логическое и творческое мышление студентов.

 

Пример, составления синквейна на занятии на тему «Кадровый учет и расчет заработной платы в программе 1С:Бухгалтерия 8.3».

Зарплата.

Постоянная, долгожданная

Растет, радует, заканчивается.

Труд-путь к зарплате.

Деньги.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Использовать синквейна можно при изучении любого предмета. Использование синквейнов возможно фактически на каждом занятии, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения.

Стадия «осмысления » проходит, в основном, в виде практических работ, на которых можно проводить такие формы работы, как воспользуйся ресурсами Интернет для поиска информации, найди дополнительную информацию, проанализируй как ее применить в работе, как текстовую информацию представить в виде числовой, а затем представь ее графически в виде диаграмм и т. д. Выполняя такие задания, студенты не только отрабатывают практические навыки работы на компьютере, но и учатся осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы и применять ее на практике.

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Применяя в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления студентами получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.

Литература:

1.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент»,1995.

2.Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000.

3.Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:\дебаты\Омаров Н-Б.htm.

4.Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Условия рыночной экономики, конкуренция товаропроизводителей обуславливает повышенные требования к профессиональным качествам будущих специалистов. Стратегической целью профессионального образования является формирование компетентности будущего специалиста

Сегодня все виды профессиональной деятельности специалистов напрямую связаны с информационно-технологическими компетенциями. Качество и уровень полученного образования определяет конкурентоспособность специалиста, его возможность адаптации к быстроменяющейся среде, степень взаимодействия, развитие информационных коммуникаций. Поэтому при обучении студентов особое внимание уделяется практическому обучению, формированию навыков, и связи обучения с контролем.

С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты.

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.

Сегодня педагогически грамотный специалист, в том числе и преподаватель информатики, должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий. Для достижения выше сказанного мной применяются на занятиях различные методы и формы обучения, современные технологии: это и обучение в сотрудничестве, и проблемное обучение, игровые технологии, технологии уровневой  дифференциации, групповые технологии, технологии развивающего обучения, технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления учащихся.

Новизной моей работы стало то, что технологию критического мышления под уроки информатики никто никогда не адаптировал. До начала работы в течение года была составлена программа применения этой технологии на занятиях, поставлена цель на получение результата, подобраны практические задания.

Критическое мышление содействует формированию исследовательской интуиции, культуры чтения и общему развитию мыслящей личности. Kритическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Критическое мышление предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.

Технология критического мышления позволяет:

  • организовать самостоятельную работу на занятии;
  • вовлечь каждого в учебный процесс;
  • развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
  • повышать уровень самоорганизации учащихся;
  • овладевать рациональными приемами самообразования;
  • стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
  • развивать ключевые компетентности учащихся.

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»

Вызов. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всем.. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

Осмысление. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст,  прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы.

Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.

 На каждой стадии урока используются различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

  На стадии вызова возможно использование таких методов, как:

 - предположение темы урока по ключевым словам разгаданного ребуса,

 - по слайдам просмотренной презентации,

 - составление кластеров,

 - работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами,

 - работа с таблицами,

 - «верные и неверные утверждения»,

 - «Корзина идей»,

 - «Перевернутые логические цепочки» и т. д.

 Способы организации работы на стадии «вызова» можно проводить как в форме индивидуальной работы, так и в её сочетание с парной и групповой работой. На этапе «вызова» применение таких методов работы позволяет учащимся не только вспомнить материал, изученный на прошлых уроках, но и учиться работать в группе, слушать и слышать друг друга, анализировать информацию, делать выводы, искать пути решения поставленной задачи. Использование таких методов работы позволяет заметить, что ученики больше общаются друг с другом, интересуются мнением других учеников в группе, медленные ученики не ведут себя обособленно так, как и им достается определенная роль в группе.

 На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:

 - информационное домино,

 - нахождение информации,

 - выбор нужной информации с помощью ресурсов интернета,

 - составление алгоритма решения задачи,обсуждение его в парах,

 - поиск нового решения задачи,

 - работа по готовому алгоритму, где требуется изучить ресурс, составить к алгоритму тонкие и толстые вопросы и проработать их в парах,

 - «Шесть шляп»,

 - прием «фишбоун»,

 - составление синквейна и т. д.

Для закрепления можно использовать прием «фишбоун», на  схеме в «голове рыбы» - указана проблема, решаемая в течение занятия. В «теле рыбы» указываются пути решения этих проблем.

Этот прием позволяют вызвать интерес к предмету, развивает логическое и творческое мышление студентов.

 

Пример, составления синквейна на занятии на тему «Кадровый учет и расчет заработной платы в программе 1С:Бухгалтерия 8.3».

Зарплата.

Постоянная, долгожданная

Растет, радует, заканчивается.

Труд-путь к зарплате.

Деньги.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Использовать синквейна можно при изучении любого предмета. Использование синквейнов возможно фактически на каждом занятии, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения.

Стадия «осмысления » проходит, в основном, в виде практических работ, на которых можно проводить такие формы работы, как воспользуйся ресурсами Интернет для поиска информации, найди дополнительную информацию, проанализируй как ее применить в работе, как текстовую информацию представить в виде числовой, а затем представь ее графически в виде диаграмм и т. д. Выполняя такие задания, студенты не только отрабатывают практические навыки работы на компьютере, но и учатся осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы и применять ее на практике.

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Применяя в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления студентами получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.

Литература:

1.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент»,1995.

2.Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, 2000.

3.Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:\дебаты\Омаров Н-Б.htm.

4.Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 2002.

 

Категория: Информатика
29.12.2014 19:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!