СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль тренера в физическом воспитании юнного велосипедиста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях подготовки спортсменов тренер должен активно относиться к своей работе. Ему необходимы знания современных принципов и методов тренировки, чего он сам должен быть образцом для занимающихся. Как показала практика спорта, с любовью и уважением спортсмены вспоминают первого тренера.

Академичность в должной мере при проведении тренировочных занятий и необходима для начинающих. Построение перед занятием, четкое задание, замечания и поощрения в ходе занятий, подведение итогов занятия и залог успешной подготовки будущих хороших спортсменов.

От тренера во многом зависит насколько гармонично сочетается в молодом человеке физическое совершенство и высокие моральные принципы.

От работы тренера зависит – разочаруется начинающийся спортсмен в избранном виде спорта или полюбит его на всю жизнь.

Занимающиеся не только должны приучаться выполнять тренировочное задание, но и понимать, для чего это делается. Если требовательность тренера будет справедливой и обоснованной, то он будет пользоваться уважением у занимающихся. В то же время тренер должен строить свои отношения со спортсменами на взаимном уважении. Тренер должен хорошо знать занимающихся, интересоваться их бытом, условиями жизни, состоянием здоровья, учебой. Прежде всего тренер – это хороший товарищ, который сможет помочь своим ученикам советом и практической помощью.

Тренер должен постоянно помнить, что психологическая подготовка спортсмена – это в первую очередь подготовка к преодолению трудностей, которые возникают не только на соревнованиях, но и в каждодневной тренировочной работе. Именно в процессе подготовки к преодолению трудностей и формируются многие черты характера спортсмена (интерес, уверенность в своих силах, стремление к победе и др.)

Психологическая подготовка не должна рассматриваться как какой-то самостоятельный процесс, а проходящий параллельно с физической, технической и тактической подготовкой.

Организация тренировочного процесса на современном этапе должна предусматривать решение комплексного подхода различных разделов подготовки. Так специальная физическая подготовка может включать элементы совершенствования техники, техника совершенствоваться в условиях решения технических задач и т.п. Однако главным связующим звеном всех компонентов тренировочного процесса должна быть психологическая подготовка.

При выполнении любого задания по физической или технической подготовке спортсмен будет совершенствовать те или иные психологические качества: скорость реакции, сложную двигательную координацию, особенность внимания и т.п.

Высокое техническое мастерство велогонщика невозможно без высокого развития функции внимания, мышечно-двигательной чувствительности и координации, быстрой реакции, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости в соревновательных условиях. И при этом все эти частные задачи, связанные со спецификой спортивной деятельности, должны решаться на фоне постоянной реализации главной психологической задачи тренера – воспитания спортсмена как личности и гражданина.

Тренер в процессе своей педагогической деятельности неизбежно вступает в очень близкий контакт со своими воспитанниками. Это вынуждает их проникать в социально-психологические особенности личности спортсменов, в мотивы, побуждающие их заниматься спортом, в нравственные отношения в коллективе. В свою очередь, личность тренера, его моральные качества, отношение к своей работе оказывают огромное воспитательное значение на спортсменов.

В силу педагогических особенностей учебно-тренировочного процесса юные спортсмены почти всегда видят в тренере пример для подражания не только в спорте, но и в повседневной жизни. Это накладывает особенную ответственность на тренера.

Современный спорт предъявляет высокие требования к экстремальной устойчивости спортсмена. Ситуации, в которых оказывается спортсмен в условиях тренировочных занятий и тем более соревнований, могут вызвать у него сильное эмоциональное возбуждение, которое проявляется в самых различных чувствах, в том числе и в состоянии повышенной тревожности. Такое состояние психики мешает достичь необходимой концентрации внимания и максимального использования своего двигательного потенциала.

Роль тренера заключается в том, чтобы в результате многолетнего всестороннего совершенствования психической и физической нагрузки подготовить спортсмена к достижению высоких результатов.

Для успешного выступления в различных гонках спортсмену необходимы не только стимул, но и вера в свои силы. Этому способствует уровень тренированности, степень разносторонней физической и специальной подготовленности, решимость бороться за победу, максимально проявляя свои возможности. Этим характеризуется психологическая готовность к соревнованиям.

Следовательно, психологическая подготовка должна представляться как непрерывный процесс воспитания спортсмена в течение всей его спортивной деятельности, характеризующийся способностью к самоанализу, умением объективно оценивать положительные и отрицательные стороны своих противников, разбираться в тактических ситуациях, способностью преодолевать трудности, проявлять выдержку и самообладание.

И все же, несмотря на важность решения частных задач, связанных со спецификой велосипедного спорта, необходимо помнить, что все они должны решаться на фоне постоянной реализации главной психологической задачи тренера - воспитания спортсмена как личности.

Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи специальной спортивной подготовки и воспитания, обеспечивая соответствие учебно-тренировочного процесса общей направленности всестороннего развития личности. Эффективная спортивная подготовка, всестороннее образование и воспитание юного спортсмена возможны лишь в том случае, если тренер постоянно находится в контакте со школой, родителями. Тренер должен стремиться к расширению круга интересов юного спортсмена, постоянно анализировать его поведение и способствовать устранению сложностей, возникающих в его личной жизни. Для хорошего тренера характерны: педагогический такт, строгость, энтузиазм и увлеченность делом.

Существенное значение имеет самовоспитание юного спортсмена. Самовоспитание изолировано от педагогических и социальных воздействий. Процесс самовоспитания юного спортсмена следует рассматривать как органическую часть всей системы воспитания. В процессе самовоспитания всегда имеет место самонаблюдение, осуществляемое в единстве с самоанализом. Самоанализ завершается самооценкой личности. В самовоспитание входит и самообязательство с целью активизировать себя и определить комплекс качеств и свойств, подлежащих исправлению или усовершенствованию. Это важнейший компонент самовоспитания, так как отказ от выполнения самообязательств вызывает чувство неудовлетворенности собой. Выполнение же самообязательств укрепляет веру спортсмена в свои силы.

Воспитание волевых качеств – одна из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Волевые качества юного спортсмена формируются в процессе сознательного преодоления трудностей. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировки и соревнований.

В процессе спортивных занятий предусматривается разностороннее развитие таких волевых качеств, как целеустремленность, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели.

Основными средствами и методами воспитания целеустремленности являются расширение и углубление теоретических знаний в области физической культуры, спорта и особенно в избранном виде спорта.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первого же спортивного занятия. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, корректное поведение на спортивных занятиях, в школе и дома – на все это должен обращать внимание педагог. Привычка доводить любое дело до конца, быть всегда и во всем обязательным формируется на основе неуклонного выполнения тренировочных и соревновательных заданий.

Инициативность состоит в способности к самостоятельным волевым действиям. Для развития инициативности и активности широко используются подвижные и спортивные игры и другие виды двигательной деятельности, в ходе которых занимающиеся должны быстро и правильно оценивать внезапно возникшую обстановку, продумывать и избирать целесообразный план действий в этой обстановке, решаться на самостоятельные действия.

Стойкость – это волевое качеств, проявляющееся в особо трудных обстоятельствах. Основными его компонентами являются мужество, самообладание, выдержка, упорство в достижении поставленной цели. Одним из действенных средств воспитания стойкости является организация тренировочных занятий и соревнований, содержащих в себе значительные трудности и для юных спортсменов. Необходимо приучать тренироваться и участвовать в соревнованиях в сложных условиях. Рекомендуется постоянно воспитывать в спортсменах волю – несмотря на наступающую усталость, продолжать выполнять упражнение. Волевые качества юного спортсмена проявляются во всей совокупности в ходе соревнований, требующих максимального волевого напряжения.

Решительность – это выражение активности спортсмена, его готовности действовать без колебаний. Решительность воспитывается в процессе выполнения упражнений, которые должны содержать элементы нового и неожиданного, а также трудности, преодоление которых связано с проявлением решительности.

Решительность и смелость воспитываются участием юного спортсмена в соревнованиях, созданием на тренировке соревновательных условий. Воспитание настойчивости и упорства в достижении цели – одна из важнейших задач в подготовке юного спортсмена. Для воспитания этих качеств необходимо не только стремиться к цели, но и верить в ее достижение. Юным спортсменам следует постоянно напоминать, что без преодоления трудностей на тренировке они не смогут достигнуть высот спортивного мастерства.

Спортивное трудолюбие – способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. Вместе с тем, с детьми и подростками необходимо придерживаться строгой последовательности и увеличения нагрузок.

Интеллектуальное воспитание – овладение специальными знаниями в области теории и методики тренировки, гигиены, физиологии, спортивной медицины. Это развитие познавательной активности, проявление творческой активности спортивной деятельности. Спортсмен не просто должен выполнять тренировочное задание, а знать, для чего это делается.

Практика спорта показала, что создание тренером единого целенаправленного спортивного коллектива – залог успешной работы в подготовке и воспитании спортсменов.

Правильные взаимоотношения, как между спортсменами, так и между спортсменами и тренером позволяют обеспечивать полноценный отдых психике спортсменов после экстремальных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Среди важнейших мотивов, заставляющих лучших гонщиков бороться за победу в труднейших условиях на ответственных стартах – желание оправдать доверие коллектива, не подвести товарищей по команде.

Успехи отдельных спортсменов в велосипедном порте во многом связаны с участием всего коллектива.

Наибольший воспитательный эффект приносит активная деятельность, когда спортсмены поставлены в условия, требующие от них обязательного проявления коллективизма. Практически почти любые упражнения, включая упражнения из общей физической подготовки, можно сделать количественно измеримыми, фиксируя скорость, величину работы и т.п. Причем результаты каждого спортсмена можно учитывать и в командном зачете. При этом надо стремиться подбирать примерно равные по силам команды или предоставлять объективно рассчитанную фору менее подготовленной команде. Большую пользу приносят тренировочные соревнования команд с разными по иле участниками. Например, в каждой команде по 2 сильных и по 2 относительно слабых гонщика. Это заставит менее подготовленных спортсменов работать с полной отдачей, чтобы не подвести своих товарищей, а сильным почувствовать ответственность за менее опытных. Составы таких команд можно подбирать по принципу взаимокомпенсации психологических качеств: робких сводить с решительными, любящих рисковать с расчётливыми, замкнутых с общительными и т.п. Подобные меры приносят эффективные результаты и в формировании личности спортсмена. Можно проводить соревнование, когда один сильный спортсмен противостоит команде менее подготовленных спортсменов. Это заставит всех работать с максимальной отдачей и также помогает юным спортсменам преодолевать робость перед титулованными спортсменами.

Подобный психологический барьер надолго затормаживает рост молодежи, переходящей в следующую возрастную группу. В этом плане неоценимую помощь тренеру, работающему с юными велосипедистами, окажет периодическое подключение подобным мероприятиям ведущих гонщиков.

При этом командные прикидки и соревнования, кроме совершенствования коллективизма, имеют еще один важный воспитательный аспект – мотивационный, заставляющий спортсменов работать с большей отдачей, чем при выполнении индивидуальных заданий.

Постоянные и разнообразные упражнения соревновательного типа постепенно адаптируют психику спортсмена к соревновательным стрессам, что существенно поможет им в обстановке реальных соревнований.

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

- укрепление здоровья, улучшение физического развития;

- приобретение разносторонней физической подготовленности с использованием средства из других видов спорта;

- выявление задатков и способностей детей;

- овладение основами техники велосипедного спорта;

- привитие устойчивого интереса к занятиям;

- приобретение соревновательного опыта;

- воспитание черт спортивного характера;

- выполнение контрольных нормативов и спортивного разряда.

Техническая подготовка – это освоение спортсменом системы движений, соответствующих особенностям ВМХ-спорта и обеспечивающей достижение высоких результатов.

Уровень технической подготовленности определяется объемом приемов и действий и степенью освоения этих приемов и действий.

Результативность техники обуславливается её эффективностью, стабильностью, вариативностью и экономичностью.

Эффективность техники определяется её соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, тактической и психологической подготовленности.

Стабильность техники связана с её помехоустойчивостью, независимостью от условий соревнований, функционального состояния спортсмена.

Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.

Процесс технической подготовки – это становление умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения высоких результатов в соревновательной деятельности, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки.

Умение выполнять двигательное действие формируется на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок в результат ряда попыток сознательно построить заданную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к автоматизации основных элементов и двигательное умение переходит в навык, который характеризуется такой степенью владения техникой, когда управление движениями происходит автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.

Большое количество разнообразных двигательных умений является предпосылкой для эффективного технического совершенствования в связи с тем, что в процессе их освоения у спортсмена вырабатывается способность к творческому мышлению, анализу выполняемых движений, совершенствуются специализированные восприятия, способность объединить простые движения в более сложные двигательные действия.

Особое внимание следует уделять техническому совершенствованию спортсменов достаточно высокого класса при различных функциональных состояниях организма, в том числе и в состояниях компенсированного и явного утомления. В этом случае у спортсменов формируется рациональная и лабильная техника с широкими возможностями компенсаторных колебаний в основных характеристиках структуры движений.

В ВМХ-спорте «техника» означает совокупность приемов и способов езды на велосипеде, используемых для успешного преодоления всех сложностей трассы гони. Техника велосипедиста для успешного преодоления всех сложностей трассы гонки. Техника велосипедиста есть форма проявления физических качеств, являющихся содержанием ведущей стороны движения. Этим можно объяснить большое влияние темпа движений и характера усилий во времени на формирование правильной техники. Следовательно, физические качества – сила и быстрота – проявляются только в движениях через свою форму – технику.

Уровень технического мастерства определяет коэффициент полезного действия гонщика. Недостатки в технике не могут быть компенсированы за счет больших объемов и высокой интенсивности тренировочных нагрузок. Общая и специальная физическая подготовка создает только предпосылки для овладения совершенной техникой и является фундаментом для проявления технического мастерства. Высокое техническое мастерство гонщика является мощным средством обеспечения стабильных результатов в соревнованиях различного уровня.

Категория: Прочее
21.12.2015 13:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!