СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья:"НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА "

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии яв­ляются различные нарушения осанки, проявляющиеся еще в дет­ском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

     Под осанкой понимают привычную, непринужденную позу че­ловека при стоянии, сидении, ходьбе, сохраняемую без излишнего мышечного напряжения. Осанка считается нормальной, если го­лова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находят­ся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник образует красивую волнообразную линию с равномерными углублениями в шейном и поясничном отделах (лордозы) и выпуклостями в грудном и крестцово-копчиковом отделах (кифозы). Таз по отношению к позвоночнику находится под определенным углом, зависящим от пола и возраста. При такой осанке положение тела наиболее устойчиво, так как направ­ляющая силы тяжести проходит через оси коленных и голенос­топных суставов, оставаясь в пределах площади опоры, образован­ной стопами. При правильной осанке максимально выражены амортизирующие свойства и сопротивляемость позвоночника при статических нагрузках (сидении, стоянии) и при движении (ходь­бе, беге, прыжках и т. д.) [6].

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигу­ры, всем внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровооб­ращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижа­ются окислительные процессы, что ведет к понижению физичес­кой и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вы­зывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение все­го периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позво­ночника: шейный и поясничный — выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый — выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе внутриутроб­ного развития. Когда ребенок научится поднимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лор­доз — с того времени, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить [3].

Четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 го­дам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохране­нии внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясе­ний, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, за­павшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки и свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комби­нированное искажение.

     Следует помнить, что в основе нефизиологических искривле­ний позвоночника в передне-заднем (сагиттальном) или боковом (фронтальном) направлении могут лежать и разнообразные врожденные аномалии, рахитические, посттравматические и др. изме­нения в мышечно-связочном аппарате и костной системе.

Позвоночный столб можно сравнить с мачтой, которую удер­живают в вертикальном, прямом положении многочисленные ра­стяжки. Роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков (самые короткие глубокие мышцы спины). Поэтому очень важно, чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напряга­лись равномерно. Правильное положение тела, в основном, обус­ловлено степенью развития и тонусов мышц и связок, окружаю­щих позвоночный столб — его «мышечным корсетом». Правиль­ная осанка является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно, результатом воспитания со­ответствующей привычки.

Правильная осанка не возникает сама по себе: как и любой двигательный навык, ее необходимо формировать с самого ранне­го детства. Если ребенок ест руками или пьет из тарелки, родите­ли и воспитатели обязательно покажут ему правильный способ еды и будут добиваться доведения этих навыков до автоматизма. А вот если ребенок при сидении, ходьбе, в игре неправильно дер­жит свое тело, то, к сожалению, мало кто его поправляет. Форми­рованию нарушений осанки способствует гипокинезия — недоста­ток общей двигательной активности, на фоне которой в первую очередь страдает мышечная система.

Осанка в большой мере отражает внутренний мир человека — его настроение, самочувствие и даже характер. Известно, что ког­да человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается — подтягивается, распрямляет плечи, смот­рит прямо, подтягивает живот.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние не­рвной системы. При этом маленькие дети становятся замкнуты­ми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверст­ников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, кото­рые возникают обычно после физических или статических на­грузок, на чувство онемения в межлопаточной области. У подро­стков нарушения осанки могут возникать и вследствие их собственных сознательных усилий. Так, некоторым из них ка­жется, что широко расставленные ноги носками врозь и общее напряженное положение тела с крепко сомкнутыми зубами есть признак силы и мужества.  В результате у подростка быстро утомляются мышцы, он невольно ищет облегченную, часто не­правильную позу, например стояние с отставленной в сторону полусогнутой ногой.

Другие подростки имитируют не силу и мужество, а «умудрен­ность» жизненным опытом, усталость от жизни, демонстрируя их с нарочитой небрежностью, общей расслабленностью и вялостью. Как правило, при этом они принимают неправильные позы и при сидении (посадка с повернутым, наклоненным в сторону или силь­но согнутым вперед туловищем, с косой установкой плечевого пояса или таза, поворотом таза).

Известна также привычка высоких девочек-подростков, стес­няющихся своего роста, стоять и сидеть со скрещенными на груди руками и согнутым корпусом.

Таким образом, воспитание осанки не только медицинская и педагогическая, но и психологическая проблема.

Нарушение осанки чаще развивается у детей осторожных, страдающих какими-либо хроническими заболеваниями. Неред­ко их освобождают от занятий физкультурой в школе или пере­водят в так называемую специальную медицинскую группу. Этим детям настоятельно рекомендуется дополнительное посе­щение оздоровительных центров и занятия в группах гимнасти­кой, способствующей предупреждению прогрессирования заме­ченных дефектов осанки [3].

Во многом решение задачи по воспитанию правильной осанки облегчает увлечение детей спортом. Спортивные тренировки, по­мимо положительного влияния на состояние мышечной системы, способствуют развитию двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Они «отрабатывают» также и морально-волевые качества, необходимые в дальнейшем для са­мосовершенствования. В современном спорте применяют иногда чрезмерные нагрузки, которые конечно же совершенно не совмес­тимы с задачами физического воспитания детей, имеющих дефек­ты осанки. Поэтому разрешение на профессиональные занятия спортом может дать только спортивный врач после соответствую­щего обследования.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны контролировать Позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют своевременное полноценное питание, свежий воздух, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещенность, привычки правильно переносить тяжелые предметы, сидеть за столом, расслаб­лять мышцы тела и следить за собственной походкой [2].

  Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка. Высота сту­ла не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в та­зобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым уг­лом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между гру­дью и столом должно быть равно 1,5-2 см (ребром проходит ла­донь), голова слегка наклонена вперед (рис. 1) Расстояние от глаз до тетра­ди или книги — 30 см. При чтении предплечья должны лежать симметрично. Чтобы туловище не наклонялось вперед, под книгу надо подкладывать наклонную подставку (пюпитр). При письме тетрадь надо класть под углом в 30 градусов (этот угол, открытый вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради).

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жестким (волося­ной, травяной или ватный) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой (15-17 см). Длина кровати должна быть больше длины тела ре­бенка на 20-25 см (чтобы он мог спать с вытянутыми ногами) [1].

Засыпать следует лежа на правом боку — такое положение обеспечивает лучший отдых мышцам. Сон на левом боку затруд­нит работу сердца. Полезно для осанки спать на спине или живо­те, но в этом положении дети труднее засыпают.

Отчетливо ухудшает осанку у младших школьников привыч­ка читать лежа на боку или спине, подложив под голову большую подушку; стоять подолгу на одной ноге; носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, сум­ку с продуктами и т. д.). Педагоги и родители обязаны своевре­менно исправлять эти «маленькие» недостатки. Школьные при­надлежности детям рекомендуется носить до 4-5-го класса в ранце за спиной.

Следует помнить, что при занятиях, связанных с асимметричны­ми движениями (теннис, бадминтон, фехтование и т. д.), при ошиб­ках в методике тренировок могут возникнуть боковые искривле­ния позвоночника. У боксеров и велосипедистов часто из-за посто­янного статичного напряжения корпуса появляется сутуловатость и круглая спина. Занятия акробатикой, художественной и спортив­ной гимнастикой могут вызвать чрезмерную гибкость позвоночни­ка, что также грозит появлением дефектов осанки. Поэтому только внимание и забота со стороны тренеров и спортивных врачей мо­жет обеспечить гармоничное развитие юного спортсмена.

На формирование осанки школьника большое влияние могут оказать рабочие позы на уроках труда. При правильном положе­нии во время работы голова приподнята, спина выпрямлена, ноги прямые. Через каждые 15-20 минут урока следует проводить физкультурные паузы, например походить энергично на месте или несколько раз прогнуться с вытянутыми вверх руками [5]. Именно в этом возрасте закладывается стереотип поведения и контроля за положением тела во время «погружения в работу».

Школьников следует обучить обращению с тяжестями. При подъеме и переносе груза стоять нужно устойчиво, удерживая его как можно ближе к телу. Поднимать груз следует с прямой спи­ной, избегая сгибания позвоночника, т. к. при этом нагрузка на межпозвоночные диски окажется неравномерной. Очень важно, чтобы школьники научились дифференцировать степень напря­жения и расслабления мышц в покое и в движении.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается по­средством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

- упражнения стоя у зеркала. Ребенок перед зеркалом не­сколько раз нарушает осанку и снова с помощью старшего ее восстанавливает, развивая и тренируя мышечно-суставное чувство;

- упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение ног, рук в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до беек., расслаб­ление — от 6 до 12 сек;

- упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные орехами, мелкой галькой, опилками, песком), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют вос­питанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, держа руки перед грудью и в стороны, ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба по бревну; ходьба на коленях, ползание на четвереньках; приседания; лазание по гимнастической стенке, не уронив при этом положенный на голову предмет;

-  упражнения на координацию движений. Здесь весьма по­лезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге.

 

Литература.

 

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого -М.: Физкультура и спорт, 1988.- 288
  2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисл. В.Н.Мошков.– М.: RETORIKA-A: Флингта, 1999. - 560 с.: ил.
  3.  Зыков Б.К.,  Бармин Г.В.  Анатомические основы формирования правильной    осанки детей 6-7 лет возраста // Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста: Материалы науч. -метод. конференции Волгоград: ВГАФК, 1994. – С. 84-86.
  4.  Лебедева Н.Т. Физическая культура шестилеток: кн. для учителя и др.- 2-е  изд. –Мн.: Нар. Асвета, 1987. -136 с.: ил.
  5. Степанова Г.А. Лечебная физическая культура: Учебно-методическое 

     способие- Сургут: РИО СурГПИ, 2004- 106 с.

  1.  Шарманова С.Б., Федоров А.И., Калугина Г.Н. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие.- Челябинск: Урал  ГАФК, 1999.-208с.
Категория: Физкультура
08.01.2015 13:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП