СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль устного пересказа в речевом развитии младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.2. Требования к пересказу младших школьников на уроках литературного чтения.

Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку. Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем педагог повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать его еще раз. Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов. На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок. Часто можно видеть, что в беседе после прочтения произведения принимают участие лишь наиболее развитые воспитанники, они же и пересказывают. Стародубова Н.А. предлагает следующие требования: литература должна отвечать задачам воспитания (умствен­ного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам. Необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Яшина В.И. считает, что на пересказ влияют такие факторы, как подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рас­сказыванию художественной литературы; подача произведения детям; повторность чтения; сочетание нескольких произведений на одном занятии; структура занятия по ознакомлению с литературным произ­ведением; беседы в связи с чтением; время и место чтения; техника художественного чтения и рассказывания; психологические возрастные особенности усвоения и запо­минания материала; качество выразительного чтения взрослых; приемы, используемые на занятиях; индивидуальные особенности детей.

Федорова И.В. описывает следующие требования к тексту для пересказов, подбираемые для текста пересказа: во-первых, текст должен быть ценным как в воспитательном, так и в образовательном отношении; во-вторых, доступным и интересным детям, не перегружен новыми для них трудными словами и оборотами речи; в-третьих, текст должен быть не сложным по композиции, в нем не должно быть малознакомых морфологических форм, усложненных типов предложений. Иногда последнее требование приводит к тому, что художественные тексты, созданные выдающимися мастерами слова, изменяются до неузнаваемости.

Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности. Тексты подбирают, доступные по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе младший школьник мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными. Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным младшим школьникам словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти. Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие и длинные Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», Братья Гримм «Бременские музыканты»– у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у школьников представления и простейшие понятия. Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении. Пересказывание повышает внимание детей к языку. Сначала они не следят за тем, как они говорят, но позднее их интерес к своему языку и речи сверстников начинает расти.

Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. Не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания. Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно кратковременна. Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы педагогом. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка. Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим. Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. Сравнивая знакомые предметы, дошкольники дают полноценные описания не только при наличии предметов, но и по представлению. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения. В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. В начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные. Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Школьников необходимо подготовить к этому виду деятельности. Более глубокому осмыслению текста способствуют беседа после чтения рассказа, его иллюстрирование перед пересказом, игра-драматизация, дидактические игры. Например, игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить. Дидактические игры обучают детей думать и выражать свои мысли и тем самым помогают правильно воспринять и воспроизвести текст. В работе с детьми можно широко применять беседу. Лучше задавать такие вопросы, которые помогают анализировать рассказ, осмысливать связь между фактами и делать выводы. Во время беседы дошкольники с помощью взрослого анализируют произведение, что дает возможность одним воспитанникам проверить и углубить свое понимание, другим – уточнить понимание, третьим – понять свои ошибки. Для школьников, которые неправильно поняли произведение, одной беседы недостаточно, с ними надо работать дополнительно. Коллективная беседа позволяет детям совместно пережить произведение, обменяться мнениями, обдумать сказанное сверстниками, иногда поспорить и при умелом руководстве педагога прийти к правильным выводам. Педагог должен объяснить детям некоторые незнакомые слова, имеющие значение для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого прочтения (если есть основание полагать, что дети сами не поймут это слово из контекста). Очень важно правильно организовать сам процесс пересказа. Ребенку еще сложно самому воспроизводить услышанное, поэтому педагог должен помочь ему сделать его рассказ как можно более стройным, логичным и точным. Для этого следует использовать правильные и вовремя поставленные вопросы. Предложенный в начале пересказа вопрос дает возможность неуверенному в себе ребенку войти в мир образов, вспомнить логический ход сюжета. Нужно помнить, что в процессе пересказа вопросы следует задавать только в том случае, если ребенок испытывает затруднения. Иногда школьник останавливается не потому, что не знает, о чем говорить, а только хочет лучше обдумать свою мысль. В такой ситуации вопрос может лишь помешать. Внимательный педагог понимает, почему в процессе пересказа ребенок прервался: потому, что нуждается в помощи, или потому, что ему нужно время для обдумывания, осмысливания какой-то части текста, для подбора слова или построения предложения. Чем лучше педагог знает своих воспитанников, тем реже задает преждевременные вопросы. В процессе пересказа вопросы помогают уточнить то, что ребенку неясно или вызывает трудности в формулировке мысли. Вопрос после пересказа может быть поставлен для того, чтобы помочь восстановить упущенное звено произведения. Если педагог не уверен в том, что ребенок понял смысл произведения, надо это выяснить при помощи соответствующего вопроса. Вопрос ребенку надо предложить и тогда, когда из-за незнакомого слова он не понимает той или другой части произведения. Вопрос ставится и с целью помочь ребенку понять мораль произведения, заставить его глубже пережить произведение, текст которого он пересказывает. Вопрос используется и для исправления грамматического строя речи, ошибок в изменении слов или в построении предложений. Опытные педагоги считают, что большую роль в обучении пересказу играет план. Когда воспитатель читает часть произведения и предлагает детям придумать название, это дает им возможность еще раз осмыслить, пережить произведение по эпизодам, сформулировать основную, главную мысль. В дальнейшем дети "по главным мыслям", которые были ими выделены под руководством педагога, легко воспроизводят текст с достаточной полнотой и непосредственной детской выразительностью. Однако, сопоставив на практике пересказ по плану с самостоятельным пересказом и с пересказом при помощи вопросов, которые задавались по мере необходимости, мы выяснили, что первый пересказ был последовательным, но самым кратким, так как все внимание ребенка поглотил план. Ответив на один вопрос, ребенок останавливался, видимо, восстанавливая в памяти, о чем надо говорить дальше, и, вспомнив, продолжал рассказ. Таким образом, отдельные части пересказа по плану у него четко выделялись.

Художественные тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые возможности для упражнений учащихся в пересказах, т. е. для упражнений в монологической связной речи.

01.06.2016 20:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!