СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Пересказ - как один из эффективных способов развития творческих способностей младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является развитие личности школьника, его творческих способностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает разнообразие форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проблема развития творческих способностей становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.

В настоящее время, принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. Однако традиционное образование, основной целью которого является формирование «систематизированных знаний, умений и навыков» не способно создать условий для гармоничного развития личности, и в основном направлено на подготовку обезличенных молодых квалифицированных кадров.

Раздел программы литературного чтения «Творческая деятельность учащихся» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Он обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность (чтение по ролям, драматизация, инсценирование, пересказ и др.).

Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения.

На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся на физиологические речевые центры и формирующаяся в детском возрасте. По богатству словаря судят о знаниях человека, его образованности. Однако общее развитие интеллекта определяется не столько по количеству слов в памяти, сколько по выбору слова, механизмом построения предложения и текста, строгости и логики в речи.

В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, поэтому научиться правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Одними из продуктивных упражнений по развитию связной речи являются пересказы. Трудно представить себе урок литературного чтения без пересказа.

К сожалению, в школе не все учителя обладают творческими способностями, и поэтому часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных методов обучения, типовых способов решения заданий. Всем известно, что большинство учащихся, пересказывают по одному алгоритму, что вызывает негативное отношение у учащихся к пересказам. Пересказ обычно проходит в однообразной форме. Учитель выбирает текст и просит детей ознакомиться с ним дома, а затем на уроке ученики передают содержание прочитанного либо по вопросам, либо пересказывают подробно. Выслушивание на уроке одного и того же текста, исполняемого разными детьми у доски, утомляет учеников. Такой пересказ волнует только самого читающего, да и то с точки зрения получение отметки. Часто можно наблюдать, что ученик, пересказывая текст или отрывок из него, не понимает содержания, а его ответ лишь заученные дома фразы. Поэтому у детей пропадает интерес к обучению и постепенно теряют способность к творчеству.

Творческий пересказ в начальной школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. Цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Иными словами: усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя, то есть осуществить те задачи, во имя, которых литература и создаётся. Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребенка, для творчества, как для создания нового. К тому же это хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формированию коммуникативных умений и навыков.

Школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения, что помогает ребенку и на других предметах: школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Пересказ помогает детям устно воображать картины, иллюстрации и прочее. Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребёнку осознать своё собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления. По форме изложения представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется тем, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется. А так же с тем, что его основная функция – приучить детей правильно (с лексической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль.

Пересказ как один из видов работы над текстом имеет многоаспектное коррекционно-развивающее значение. Он способствует интеллектуальному развитию учащихся и, в первую очередь, развитию их логического мышления. Подготовка к пересказу и сам пересказ заставляют учащихся вдумываться в содержание прочитанного, размышлять над ним, делать сопоставления, выводы. Все это способствует развитию высших познавательных функций учащихся. Пересказ активизирует не только логическое, но и образное мышление, поскольку является творческим процессом, происходящим в сознании ученика.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность школьников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.

Возможность использования пересказа является одним из видов работы над художественным текстом, способствующего развитию творческих способностей учащихся младших классов. Пересказывая, ребенок формирует его связанную речь, укрепляет память, помогает детям устно воображать картины, развивает мышление, пополняет словарный запас, формирует коммуникативные умения и навыки.

Таким образом, творческие пересказы развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют развитию связной монологической речи и формированию речевых умений, ораторского мастерства.

07.11.2016 13:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!