СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Описание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Особенности функционально-смысловых типов речи. Описание.

https://cloud.mail.ru/public/HVPV/TGtJFnQKW

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Цель создания текста

Содержание и форма текста

Типичные грамматические средства оформления

1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается.

Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.

Задания.

1.Определите по началу текста тип речи.

  1. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …
  2. Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют золотым.
  3. Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …

ПАМЯТКА

Как создать текст-описание предмета

  1. Приступая к описанию предмета, помните, что выделяются не все части, детали, а только самые яркие, создающие образ.
  2. Для описания признаков предмета используйте прилагательные в конкретном значении, существительные, глаголы, наречия, сравнения, слова в переносном значении. От удачного выбора этих средств зависит качество описания.
  3. Избегайте повторения слова, обозначающего предмет. Замените его местоимением, синонимом или вовсе опустите из текста.
  4. Запомните: глагол был, связывающий название предмета и его признаки, можно употребить в описании не более 1-2 раз. Это поможет вам избежать речевые недочеты.

2. Составьте текст-описание «Мой любимый предмет из портфеля (ручка, карандаш, пенал, дневник, ластик и т.д.)»

22.09.2022 22:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!