СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоконтроль учащихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема самоконтроля в младшем звене обучения - наиболее уязвимое место, т.к. учащиеся в начальных классах не могут анализировать и сравнивать свои учебные достижения и затрудняются в проведении самоконтроля.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

В педагогической литературе дается такая информация о действительном состоянии самоконтроля младших школьников:

  • Так, при анализе контрольных работ по предметам, наблюдение за учебной деятельностью учащихся было выявлено, что совершаемые 35% учеников действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
  • 37% учащихся часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий.
  • Некоторые дети не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие.
  • 40% младших школьников некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением.

Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся.

Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому, приходим к выводу, что особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности.

Сейчас положение дела улучшается в связи с тем, что появляются различные сборники проверочных и самостоятельных работ по каждому предмету. И к этой работе мы уже можем привлекать родителей, старших братьев и сестер.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, целесообразно использовать последовательно усложняющиеся задания, стимулирующие развитие итогового, поэтапного, прогнозирующего самоконтроля.

Хочу остановиться на своём 3 классе. Зная проблемы своих учащихся, обращала внимание на:

- сравнение результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

- составление проверочных заданий для самоконтроля;

- составление алгоритмов действий;

- выполнение действий по инструкции с ограничениями;

- самопроверку по плану с отсутствующими звеньями;

- составление модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

А в 4 классе мне нужно продолжить работу по отработке навыков

- сравнения результата деятельности с образцом на основе самостоятельной работы;

- определения состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом трудностей;

- выполнения действий по общей инструкции;

- самопроверки по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;

- разработки общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Утверждают, что такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Выполнение различного рода заданий на уроках организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив, таким образом, задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего стараюсь убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении.

Я попыталась систематизировать работу следующим образом:

1. Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся сами могут контролировать правильность полученного ответа.

2. Предлагаю учащимся такие задания, неправильность ответа которых выяснится только в результате проверки.

3. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательные, но и промежуточные результаты.

4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.

5. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске.

6. В тех темах, в которых это возможно, провожу наблюдения и практические работы по предмету изучения.

7. Предлагаю учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.

8. Предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.

Считаю, что обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой (на уроках математики) и добукварный (на уроках обучения грамоте) периоды, используя следующие задания:

  1. Проверь, правильно ли срисован (заштрихован) узор (правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске).
  2. Найди такую же картинку.
  3. Что неправильно нарисовано на картинке?
  4. Позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами:
  5. Проверь, одинаковые ли цифры (буквы) вычеркнуты на карточке и на образце.
  6. Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.

Также использую упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей.

СЛАЙД

Упражнения для развития внимания:

  • предлагаю готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам;
  • привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагаю завершить его;
  • для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это;
  • предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.

СЛАЙД: Средства обучения самоконтроля (математические диктанты, карточки, творческие работы, исследовательские работы).

Одним из средств обучения самоконтролю являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Для этого я использую карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.

СЛАЙД. Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются математические диктанты. Проведение математических диктантов дает возможность многоплановому развитию навыка самоконтроля учащихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности: от побуждения к самоконтролю до его непосредственного формирования.

Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы как на уроке, так и дома, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.

Одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.

При определении сформированности навыков самоконтроля учитываются следующие критерии.

  1. Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении задания.
  2. Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной.
  3. Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной.
  4. Оценка в баллах за выполненное задание.

В заключении хочется сказать, что для определения сформированности навыка самоконтроля школьников необходимо проанализировать их письменные работы и работу на уроках и полученные результаты распределить по уровням сформированности самоконтроля.

10.09.2015 21:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП