СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема самоконтроля в младшем звене обучения - наиболее уязвимое место, т.к. учащиеся в начальных классах не могут анализировать и сравнивать свои учебные достижения и затрудняются в проведении самоконтроля.
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
В педагогической литературе дается такая информация о действительном состоянии самоконтроля младших школьников:
Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся.
Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому, приходим к выводу, что особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности.
Сейчас положение дела улучшается в связи с тем, что появляются различные сборники проверочных и самостоятельных работ по каждому предмету. И к этой работе мы уже можем привлекать родителей, старших братьев и сестер.
Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, целесообразно использовать последовательно усложняющиеся задания, стимулирующие развитие итогового, поэтапного, прогнозирующего самоконтроля.
Хочу остановиться на своём 3 классе. Зная проблемы своих учащихся, обращала внимание на:
- сравнение результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
- составление проверочных заданий для самоконтроля;
- составление алгоритмов действий;
- выполнение действий по инструкции с ограничениями;
- самопроверку по плану с отсутствующими звеньями;
- составление модели значимых условий деятельности под руководством учителя.
А в 4 классе мне нужно продолжить работу по отработке навыков
- сравнения результата деятельности с образцом на основе самостоятельной работы;
- определения состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом трудностей;
- выполнения действий по общей инструкции;
- самопроверки по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;
- разработки общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Утверждают, что такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.
Выполнение различного рода заданий на уроках организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив, таким образом, задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.
Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего стараюсь убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении.
Я попыталась систематизировать работу следующим образом:
1. Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся сами могут контролировать правильность полученного ответа.
2. Предлагаю учащимся такие задания, неправильность ответа которых выяснится только в результате проверки.
3. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательные, но и промежуточные результаты.
4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.
5. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске.
6. В тех темах, в которых это возможно, провожу наблюдения и практические работы по предмету изучения.
7. Предлагаю учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.
8. Предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.
Считаю, что обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой (на уроках математики) и добукварный (на уроках обучения грамоте) периоды, используя следующие задания:
Также использую упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей.
СЛАЙД
Упражнения для развития внимания:
СЛАЙД: Средства обучения самоконтроля (математические диктанты, карточки, творческие работы, исследовательские работы).
Одним из средств обучения самоконтролю являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Для этого я использую карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
СЛАЙД. Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются математические диктанты. Проведение математических диктантов дает возможность многоплановому развитию навыка самоконтроля учащихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности: от побуждения к самоконтролю до его непосредственного формирования.
Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы как на уроке, так и дома, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
Одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.
При определении сформированности навыков самоконтроля учитываются следующие критерии.
В заключении хочется сказать, что для определения сформированности навыка самоконтроля школьников необходимо проанализировать их письменные работы и работу на уроках и полученные результаты распределить по уровням сформированности самоконтроля.
© 2015, Менкносонова Виктория Юрьевна 3366