СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ.
Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь
Китайские мудрецы кратко и как нельзя лучше выразили, на мой взгляд, главную задачу современной школы: «научить ловить рыбу», что значит не только сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, но, а может, и прежде всего опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В развитии навыков самостоятельной деятельности у учащихся не последнюю роль играет самостоятельная работа на уроке.
В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ:
По дидактическим целям самостоятельные работы делятся на обучающие (работы по формированию знаний или умений) и контролирующие.
По степени самостоятельности учащихся выделяют:
Самостоятельные работы по образцу. Предлагаемые задания выполняются по алгоритмам или образцам.
Реконструктивно-вариативные. Эти работы отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовывать исходные данные, т. е. проявить более высокий уровень самостоятельности.
Частично-поисковые (эвристические). Еще более высокий уровень самостоятельности учащиеся, требующий переноса знаний и умений в непривычные, нестандартные ситуации.
Исследовательские (творческие) самостоятельные работы. Используя накопленные знания и умения, выдвигая и проверяя собственные предположения, учащиеся учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.
Классификация по степени индивидуализации
включает групповые и индивидуальные самостоятельные работы. Их проводят, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, в условиях органического соединения индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.
В последнее время все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности учащихся одного и того же класса.
Самые разнообразные виды самостоятельных работ содержит классификация по источнику и методу приобретения знаний. Наиболее распространенные из них:
По форме выполнения различают устные и письменные самостоятельные работы, а по месту выполнения - классные и домашние.
Успешному выполнению учащимися самостоятельной работы способствуют четкие указания о ее цели, содержании, способах выполнения, формах выражения получаемых результатов. Они могут быть представлены в виде памяток, в которых даются рекомендации по работе с текстом, написанию докладов, рефератов и т.д.
Содержание, форма и продолжительность самостоятельной работы, проводимой в классе, должны отвечать поставленным целям урока. Нередко она занимает лишь несколько минут (в 6-х классах) или может длиться в течение всего урока (в старших классах).
Я широко использую самостоятельные работы, рассчитанные обычно на 10-15 минут, для текущего оценивания знаний. Такие самостоятельные работы состоят из 3-х вариантов разного уровня сложности (начальный – карточка зеленого цвета, средний - желтая карточка и достаточный – красная карточка). Ученик сам выбирает уровень заданий. В течение учебного года ученик может «переходить» с одного уровня сложности на другой. Такой вид работы позволяет мне что называется «держать руку на пульсе»: ведь, если из 25 учеников класса 20 учащихся сами выбрали достаточный уровень, то класс хорошо усвоил изученный материал. Если же 5 учеников выбрали достаточный уровень, а остальные учащиеся — средний и низкий, то учебный материал усвоен слабо. В таком случае я отменяю самостоятельную работу и возвращаюсь к плохо усвоенному материалу.
В моей методической копилке есть еще один интересный вид самостоятельной работы. Она выполняется дома. Каждый учитель в своей практике сталкивается с ситуацией, когда ученик очень хочет повысить свою оценку. Для таких учащихся, работающих «на повышение» у меня оформлен стенд «Очень хочу получить «отлично». Здесь размещены задания олимпиадного уровня: 10 вопросов по каждой изучаемой теме. Ученик может выбрать любые 5. Ответы на них в учебнике не найдешь, чтобы ответить – нужно «перелопатить» много дополнительной литературы, обратиться не к одному источнику информации, поэтому данная работа и оценивается очень высоко.
© 2019, Казановская Наталья Анатольевна 314