СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ.

Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь

Китайские мудрецы кратко и как нельзя лучше выразили, на мой взгляд, главную задачу современной школы: «научить ловить рыбу», что значит не только сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, но, а может, и прежде всего опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. В развитии навыков самостоятельной деятельности у учащихся не последнюю роль играет самостоятельная работа на уроке.

В теории и практике обучения наиболее распростра­нены следующие подходы к классификации самостоя­тельных работ:

  • по дидактическим целям;
  • по уровню самостоятельности учащихся;
  • по степени индивидуализации; -
  • по источнику и методу приобретения знания;
  • по форме выполнения;
  • по месту выполнения.

По дидактическим целям самостоя­тельные работы делятся на обучающие (работы по формированию знаний или умений) и контролирующие.

По степени самостоятельности учащихся выделяют:

Самостоятельные работы по образцу. Предла­гаемые задания выполняются по алгоритмам или образцам.

Реконструктивно-вариативные. Эти работы отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необхо­димо преобразовывать исходные данные, т. е. проявить более высокий уровень самостоятельности.

Частично-поисковые (эвристические). Еще более высокий уровень самостоятельности учащиеся, требующий переноса знаний и умений в непривычные, нестандартные ситуации.

Исследовательские (творческие) самостоятельные работы. Используя накопленные знания и умения, выдвигая и проверяя собственные предположения, учащиеся учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.

Классификация по степени индивидуализации

включает групповые и индивидуальные самостоятельные работы. Их проводят, учитывая индивидуальные особенности каж­дого ученика, в условиях органического соединения ин­дивидуальной и коллективной деятельности учащихся.

В последнее время все большее применение получают дифференцирован­ные самостоятельные работы, соответствующие раз­ному уровню подготовленности учащихся одного и того же класса.

Самые разнообразные виды самостоятельных работ содержит классификация по источнику и методу приобретения знаний. Наиболее распространенные из них:

  • работа с книгой (учебником, справочной литературой и т.д.);
  • практические работы;
  • подготовка докладов, рефератов и т.д.

По форме выполнения различают устные и письменные самостоятельные работы, а по месту выполне­ния - классные и домашние.

Успешному выполнению учащимися самостоятель­ной работы способствуют четкие указания о ее цели, содержании, способах выполнения, формах вы­ражения получаемых результатов. Они могут быть представлены в виде памяток, в которых даются реко­мендации по работе с текстом, написанию докладов, рефератов и т.д.

Содержание, форма и продолжительность само­стоятельной работы, проводимой в классе, должны от­вечать поставленным целям урока. Нередко она занимает лишь несколько минут (в 6-х клас­сах) или может длиться в течение всего урока (в старших классах).

Я широко использую самостоятельные работы, рассчитанные обычно на 10-15 минут, для текущего оценивания знаний. Такие самостоятельные работы состоят из 3-х вариантов разного уровня сложности (начальный – карточка зеленого цвета, средний - желтая карточка и достаточный – красная карточка). Ученик сам выбирает уровень заданий. В течение учебного года ученик может «переходить» с одного уровня сложности на другой. Такой вид работы позволяет мне что называется «держать руку на пульсе»: ведь, если из 25 учеников класса 20 учащихся сами выбрали достаточный уровень, то класс хорошо усвоил изученный материал. Если же 5 учеников выбрали достаточный уровень, а остальные учащиеся — средний и низкий, то учебный материал усвоен слабо. В таком случае я отменяю самостоятельную работу и возвращаюсь к плохо усвоенному материалу.

В моей методической копилке есть еще один интересный вид самостоятельной работы. Она выполняется дома. Каждый учитель в своей практике сталкивается с ситуацией, когда ученик очень хочет повысить свою оценку. Для таких учащихся, работающих «на повышение» у меня оформлен стенд «Очень хочу получить «отлично». Здесь размещены задания олимпиадного уровня: 10 вопросов по каждой изучаемой теме. Ученик может выбрать любые 5. Ответы на них в учебнике не найдешь, чтобы ответить – нужно «перелопатить» много дополнительной литературы, обратиться не к одному источнику информации, поэтому данная работа и оценивается очень высоко.

Категория: География
12.03.2019 21:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!