СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателœей высокого уровня развития детей, характеризующегося определœенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повсœедневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям. Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:

— обучение - средство музыкального воспитания, нацелœенное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;

— музыкальные занятия — основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя всœе подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;

— содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повсœедневную жизнь детского сада и семьи;

— руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера. Первые два положения были рассмотрены в главах, посвященных целям и задачам музыкального воспитания дошкольников и музыкальным занятиям в детском саду. Остановимся на последующих двух положениях, отражающих возникновение и

развитие самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повсœедневной жизни детского сада. Ведь данный материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателœен для ребенка. Известно, что самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух базовых формах: сюжетно-ролевой игре и упражнениях автодидактического типа. По этой причине очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

Ребенок должен, прежде всœего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народную попевку ʼʼАндрей-воробейʼʼ и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше, наблюдая за кружением осœенних листьев, напевает песню М. Красева на слова М. Ивенсен:

Падают, падают листья —

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Таких примеров можно привести множество, но подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: чисто интонируют, пластично, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. и конечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов: ему могут понужнобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь-руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, в случае если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента͵ или нет желающих его послушать (т. е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).

Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только продумывать репертуар и предоставлять детям музыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Уже на занятиях крайне важно приучать дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать попевку на триоли и т. д. Одновременно нужно побуждать детей к самообучению, предлагая им (с учетом интересов и возможностей) специальные задания типа: ʼʼНаучись легко прыгать с ноги на ногуʼʼ, ʼʼНаучись отбивать ритм песенки на барабанеʼʼ, ʼʼВыучи колыбельную для куклыʼʼ и т. д.

Помимо обучения во всœех его видах к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телœепередач, детских мульт и кинофильмов. С детьми крайне важно слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения. Так, чтение сказки Ш. Перро ʼʼЗолушкаʼʼ и слушание музыки одноименного балета С. С. Прокофьева, музыкально-литературная композиция по сюите К. Сен-Санса ʼʼКарнавал животныхʼʼ с чарующей пьесой ʼʼЛебедьʼʼ, отрывки из балета П. И. Чайковского ʼʼЩелкунчикʼʼ, ʼʼЛебединое озероʼʼ, ʼʼСпящая красавицаʼʼ помогут заложить в детях основы музыкальной культуры, ʼʼинтонационного словаря разных эпохʼʼ. Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии, ʼʼмузыка устной традицииʼʼ (Б. В. Асафьев). Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольклор, проводить разнообразные игры под его сопровождение (настольные, подвижные, считалки и т. д.), а также хороводы и инсценировки.

Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет и на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Руководство педагога, взрослого (старший дошкольный возраст) должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, подсказать, как лучше выполнить задуманное, но не с помощью инструкций или прямого бесцеремонного вмешательства в их действия. Педагог заботится о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

24.01.2017 21:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!