СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1
Занятие №1 « Что такое самовоспитание?», «Кто я? Какой я?» (анкета) Цель: показать детям необходимость целенаправленной работы над собой и побудить их к такой работе. Задачи: •развивать интерес к себе, к своему внутреннему миру; •способствовать формированию нравственных качеств личности, •учить ребят видеть как свои достоинства, так и свои недостатки, относиться к себе критически; ; •воспитывать культуру общения; •способствовать сплочению классного коллектива. Форма: беседа Оборудование: слайды, тест, анкетирование. Слайд №1 Воспитатель: Прочитайте тему нашего классного часа. Как вы думаете, надо ли человеку становиться лучше? Для чего? (ответы детей.)
Действительно, идеальных людей не бывает. С одной стороны, это напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие они есть. С другой стороны, это утверждение может стать призывом к действию - у каждого из нас есть недостатки, над которыми нужно работать. - А как человек может стать лучше?(ответы детей).
Да, чтобы стать лучше, человек должен заниматься самовоспитанием.
Слайд № 2 Мини-лекция «что такое самовоспитание?»
Самовоспитание - это самостоятельное и целенаправленное развитие в себе тех способностей и черт характера, которых нам недостает.
Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для того, чтобы суметь использовать громадные резервы нашего мозга и тела.
А что можете сказать вы о самовоспитании? Что это такое? Кто кого воспитывает? (Человек сам воспитывает себя.) Характер, личностные качества человека начинают формироваться с младенчества, и формируются они в течение всей жизни под воздействием обстоятельств жизни и самого человека.
Стремление быть личностью впервые проявляется у каждого малыша, который отталкивает руку своей мамы, поддерживающей его, и говорит: «Я – сам!».
- Кто может дать объяснение этому поступку?
(Он хотел быть самостоятельным; хотелось все попробовать сделать самому; хотел быстрее подрасти и стать взрослым; сам хотел быстрее научиться делать все хорошо).
- Каждый ребенок с младенчества пробует все сделать самостоятельно, подражая взрослым, то есть, использует социальный опыт; но при этом он является первооткрывателем, исследователем во Вселенной, он – неустанный творец самого себя.
- «Я – сам!»- это ключевое понятие самовоспитания. Самовоспитание в каждом из нас заложено самой природой. Именно оно в значительной степени делает нас ответственными за свои поступки, за свое поведение, за свою будущность, а в целом за всю нашу планету.
Слайд № 3 Воспитатель: Для нравственного самовоспитания, помимо целеустремлённости, необходимо развитие воли. Воля – наш главный инструмент в борьбе за себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого. Безвольные таланты, как правило, остаются ни с чем.
Что же такое воля? Умение делать то, что надо. И тренировать её можно, как мышцы, методом всё возрастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется ставить на место книгу – поставьте. Не хочется звонить по делу – позвоните. Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе – и какой – то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду.
Неустанная работа над собой дает поразительные результаты. Об этом говорит опыт всех великих людей. Все они обладали сильной волей.
Однажды, в одном маленьком городке жил мальчик по имени Максим. Он был очень ленивым и не было силы воли он не любил делать зарядку, играть в футбол и помогать маме. Ему казалось, что он и так все знает и умеет, а другие дети ему не нужны.
Однажды, когда Максим шел домой из школы, он увидел на дороге маленького котенка, который не мог перейти дорогу. Максим решил помочь ему и начал переходить дорогу вместе с котенком. Он понял, что это было очень опасно, и что ему нужно быть осторожным и внимательным на дороге. С тех пор Максим стал более внимательным и осторожным на дороге, и даже начал помогать другим детям переходить дорогу. Он понял, что самовоспитание - это очень важно, и что каждый может стать лучше, если будет стараться и работать над собой.
Тест «сильная ли у тебя воля?»
Воспитатель: Сейчас попробуйте ответить себе на вопрос, волевой ли вы человек и насколько развита ваша воля. Предлагаю записать в столбик номера вопросов и поставить против каждого из них черточку. (Учащиеся через черточку ставят номер выбранного ответа, он соответствует количеству баллов.)
1. Делаешь ли ты по утрам зарядку?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
2. Кто тебя будит по утрам?
1) мама;
2) будильник;
3) встаю сам.
3. Если тебе приходится выбирать между тем, что надо делать (уроки), и тем, что интересно (фильм), что ты выбираешь?
1) делаю то, что интересно;
2) когда как;
3) делаю дело.
4. Можешь ли ты отказаться пойти с друзьями, например на каток, если у тебя запланировано другое занятие?
1) не могу;
2) иногда могу;
3) могу.
5. Всегда ли выполняешь свои обещания?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
6. Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто-то тебя обидел?
1) нет;
2) иногда;
3) да.
Подведение итогов: нужно сложить все полученные баллы, если сумма меньше 12, ученику необходимо укреплять свою волю.
Каждый человек способен разработать для себя положительную программу внутренней перестройки, используя для этого и самопознание, и самовнушение, и самоанализ. Но самое главное заключается в том, чтобы у вас сформировалась положительная система действий, поступков. Вы сколько угодно можете считать себя передовым, положительным, но если вы бездельничаете, ничего положительного в вашем поведении обнаружено быть не может.
Итог: - Надо ли становиться лучше?
- Какие главные качества для этого надо развивать в себе? (силу воли, целеустремленность, дисциплинированность)
В заключении нашего занятия хотела прочитать вам притчу о счастье
Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.
-Что ещё тебе слепить? - спросил Бог.
-Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не отвечал Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины
Как вы понимаете –эту притчу?
(мы сами творцы своего счастья, что сами слепили, то и получится )
© 2023, Полуэктова Елена Владимировна 79