СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ЗАНЯТИЕ № 4. Мама
Цель: развитие эмоционального взаимодействия мамы и ребенка, определение позиции папы в этих отношениях
Оборудование: мяч, музыкальное сопровождение, чистые листы бумаги, ручки, цветные карандаши (фломастеры), повязки на глаза по числу пап и детей, набор геометрических фигур (по 5 больших и по 5 маленьких кругов, треугольников и квадратов из белого картона), альбомный лист бумаги, картон, ножницы, клей.
Притча
За день до рождения ребенок сказал Богу:
– Я не знаю, что я должен делать в этом мире.
Бог ответил:
– Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой.
– Но я не понимаю его язык.
– Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
– А как зовут моего ангела?
– Неважно, как его зовут. Ты будешь называть его MAMA.
Разговор о маме (Н. Саконская)
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим ее
Как хорошего друга.
За то, что у нас
С нею все сообща.
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но, стоит с повинной
Прийти головою,
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое,
И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим ее.
ПРИВЕТСТВИЕ
Упражнение «Познакомь с мамой» (авторское)
Оборудование: мяч.
Каждого ребенка ведущий просит назвать имя мамы и сказать о ней, какая она. (Папа может помочь, но не навязывать своего мнения.)
РАЗМИНКА
Упражнение «Знакомство руками»
– А теперь задание для пап и ребят. Сейчас мы будем общаться руками.
Участники встают в три круга: внутри – дети; следующий (средний) круг – мамы; внешний круг – папы. Детям и мужчинам завязывают глаза, и они, двигаясь по кругу, из множества рук узнают руки своей мамы (жены). Психолог направляет участников, если нужна помощь.
Обсуждение:
– Что помогло узнать руки мамы?
– Что ты чувствовал, когда ощущал родные руки?
Основная часть
Упражнение «Расскажи стихи руками»
Участники делятся на три группы, каждая получает задание: детское четверостишие Агнии Барто рассказать с помощью пантомимы. Зрители должны его угадать.
Упражнение «Рисунок на спине» (детская телесно-ориентированная игра)
Родители «рисуют» пальцем на спине ребенка рисунок, а он должен отгадать, что они нарисовали, затем по желанию ребенок тоже может им что-нибудь нарисовать.
Игра «Волшебные фигуры» (С. Максимова)
Каждому участнику предлагается набор геометрических фигур (по 5 больших и по 5 маленьких кругов, треугольников и квадратов из белого картона) и другой материал (карандаш, альбомный лист бумаги, картон, ножницы, клей). Участникам предлагается сложить из них всех членов семьи, включая себя.
Обратите внимание, сколько квадратов, кругов и треугольников взял ребенок, чтобы сложить всю семью.
Геометрические фигуры подсознательно ассоциируются у людей с теми или иными чертами характера. Недаром говорят: «Этот человек какой-то угловатый». Круг символизирует женское начало, легкость, сочувствие, добродушие. Треугольник, напротив, мужественность, напористость, склонность к конфликтам и противоречиям. Квадрат обозначает стабильность, спокойствие, в крайних случаях – догматичность.
Для того чтобы было легче «расшифровывать» человечков, предлагается следующая таблица:
Фигура |
Много по сравнению с другими фигурами |
Мало или отсутствуют совсем |
Круги |
Ребенок воспринимает данного человека как эмоционального, теплого, переживающего за окружающих. За этим также может скрываться мягкость, неспособность принимать решения и активно действовать |
От данного человека ребенку не хватает понимания, эмоционального общения, нежности, тепла и участия |
Треугольники |
Ребенку кажется, что этот человек слишком сильно его контролирует, почти не предоставляя свободы. Больше доверяйте малышу, позволяйте ему действовать по собственному желанию |
Человек, изображенный ребенком, представляется ему творческим и очень интересным, а отнюдь не строгим и требовательным |
Квадраты |
Данный человек представляется ребенку слишком замкнутым, отстраненным от его проблем. Малышу не хватает близкого общения |
Ребенку не хватает надежности и стабильности, а также уверенности в том, что этот человек его не подведет |
Эту игру можно использовать и в том случае, если вам захочется узнать, как воспринимают дети своих новых знакомых. Но не забывайте, что это – игра.
Игра «Волшебные мамины глаза»
Попросить детей перечислить, какими бывают глаза у мамы, когда она смотрит на своих детей. (Добрыми, светлыми, нежными.) Всё перечисленное детьми педагог записывает на доске. Предложите детям посмотреть друг на друга глазами мамы и описать все, что они друг в друге увидели.
РЕФЛЕКСИЯ
Рисунок
Включите музыку, попросите детей закрыть глаза и представить букет любви, который они хотели бы подарить своей маме. Затем дети рассказывают, из каких цветов состоит их букет любви, и рисуют его. Предложите детям подарить эти рисунки своим мамам.
ПРОЩАНИЕ
Упражнение «Пожелание для мамы»
Участников просят продолжить предложения:
– Мама (мужчина называет женщину по имени), ты сегодня…
– Я хочу тебе пожелать…
© 2017, Горшенина Алла Александровна 1258