СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ
Задачи:
Ход семинара
Спокойно матери уйдут
В день, полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой, прощаясь у ворот.
Надежду ту не обмани,
С малышками не будь ты строгой,
И сердца нежного ростки
Рукою жесткою не трогай.
Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна, и вы станете активными участниками обсуждения.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
С наступлением 21 века эта проблема стоит особенно остро. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем, генофонд нации? Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В ней впервые подчёркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей.
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась позже. Декларация прав ребенка была принята в 1959 году. Она явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка.
В июне 1989 года от побережья Бретани курсом Дакар – Фор – де Франс – Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На его борту находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. Подростки представляли пять континентов, главным образом южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб – квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 году.
И с этого момента о «мировой конституции прав ребенка» узнало все прогрессивное человечество.
Существует целый ряд нормативно-правовых и организационных материалов по правам ребенка.
1-й уровень – международный
Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году).
Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года).
2 – й уровень – Конституция Российской Федерации.
3 – й уровень – Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети – инвалиды», «Дети – сироты», «Дети Чернобыля» «Планирование семьи», «Одаренные дети» - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.04 г. №1696.
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (28.06.1995 г.)
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24.07.1998 г.)
Нормативные документы ДОУ:
Устав ДОУ
Положение о родительском собрании
Положение о постановке на учет семей, оказавшихся в опасном положении.
Ребенок обладает:
Государства – участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Ребенок обладает личными правами:
Ребенку гарантируются социальные права:
Ребенку гарантированы
Права политические:
Права на образование и культуру:
Ведущий. Мы предлагаем вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. Педагоги делятся на 2 команды. Каждой команде будет задан вопрос, на который они должны будут ответить. Жюри будет оценивать ответы команд.
Вопросы для выбора капитанов команд:
(Человек, его права и свободы)
1-й конкурс «Викторина»
1 команда. Какова цель ООН?
А. Защита прав человека Б. Проведение Олимпийских игр
В. Наказание уголовных преступников
2. команда В каком документе изложены права ребенка?
А. В Конституции РФ Б. Конвенции о правах ребенка
В. В декларации прав ребенка
1. команда Какая высокоразвитая страна мира пока еще не подписалась под Конвенцией?
А. Япония Б. США В. Канада
2. команда Кто признается ребенком по Конвенции о правах ребенка?
А. Лицо, достигшее 18 лет Б. Лицо, достигшее 14 лет В. Лицо, достигшее 16 лет
1. команда Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?
А. 45 Б. 37 В. 54
2. командаКакие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?
А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Б. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
В. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
1. команда Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни для развития ребенка?
А. Органы управления РФ Б. Органы местного самоуправления
В. Родители и другие лица, воспитывающие ребенка
2. команда Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им?
А. Нет, ребенок не должен работать.
Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.
В. Нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.
1. команда Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
А. Учредитель Б. Органы управления образовательным учреждением
В. Должностные лица образовательного учреждения.
2. команда Кто в нашей стране стоит на страже прав и свободы граждан?
А. Председатель правительства Б. Президент В. Председатель Гос. Думы
2-й конкурс «Знаем ли мы права детей»
Попытайтесь опровергнуть следующее высказывание, используя статьи Конвенции о правах детей.
1 команда
2 команда
3 -й конкурс «Интерпритация понятия о правах человека в поступках литературных героев»
Конкурс капитанов.
4 – й конкурс «Слабое звено»
Цель: уточнить, закрепить знания педагогов о правах человека.
Вам будут заданы вопросы, отвечать на них быстро и четко.
1 команда: какие права были нарушены в ситуации: 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (уважение свободы совести)
2 команда: какие права были нарушены в ситуации: 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (равные права всех детей независимо от пола).
1 команда: какие права были нарушены в ситуации: в больнице ребенку перелили зараженную кровь? (право на жизнь).
2 команда: какие права были нарушены в ситуации: учительница прочитала записку, адресованную другому школьнику? (право на тайну переписки).
1 команда: какие права были нарушены ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (право на жизнь).
2 команда: почему обитатели дворав сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка, какое право они нарушали? (он не был похож на других, нарушено право на сохранение индивидуальности).
Ведущий.Чтобы подвести итог нашего семинара по правам детей, мы предлагаем ознакомиться с такой формой работы с детьми, как игра «Волшебный сундучок», и поиграть.
Правила: из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право он вам напоминает.
Сердечко (право на заботу и любовь), домик (право на имущество), конверт (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать), букварь (право на учебу), игрушечные утенок и утка (о праве ребенка быть вместе с мамой).
Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.
Ведущий.Я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.
(упражнение выполняется под музыку)
Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди… и выпустите птичку на волю.
Сейчас вы почувствовали, как это приятно – о ком-то заботиться – и как это ответственно.
В жизни можно по-разному жить:
В горе и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.
А. Вознесенский
Мы надеемся, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушным, и вы почерпнули для себя что-то нужное и новое.
Благодарим за активное участие и сотрудничество!
Жюри подводит итог.
© 2021, Ягишева Елена Владимировна 251