СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель и задачи:
- ознакомление педагогов с правами ребенка;
- предупреждение насилия над детьми;
-обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.
Ребенок рождается и приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинств детей.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В 1923г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был, первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей в Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей… Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959г. она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.
Основными международными документами по защите прав ребенка являются:
- Всеобщая декларация прав человека 1948г.;
- Декларация прав ребенка 1959г.;
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989г.;
-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г.
Нормативные документы федерального уровня:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Уголовный кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ (2000г.);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании»;
Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей: Законы, принятые законодательными органами субъектов РФ, постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.
Вспомним правовые даты в календаре:
21 век - Век ребёнка
1 июня - Международный день защиты детей
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
4 ноября - День народного единства
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря День прав человека
12 декабря – День Конституции РФ.
Давайте теперь продолжим предложение «Ребенок это -.»
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей).
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право участвовать в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка? (В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.27)).
Какие требования определены к образовательному процессу? В Конвенции о правах ребенка выдвинуты требования к образовательному процессу (статья29):
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;
д) воспитание уважения к окружающей природе.
Так же согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42). Права ребенка можно объединить в следующие группы: 1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей). 2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг). 3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).
В дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые. В дошкольном учреждении – это воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей.
Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.
Этапы правового воспитания детей:
I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право». Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания основные права.
Правовое воспитание в детском саду тесно переплетается с нравственным воспитанием, с целенаправленным процессом приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Поэтому вполне можно считать, что правовое воспитание в детском саду осуществляется в процессе нравственного воспитания и неотделимо от него.
Условия правового (нравственного) воспитания: - моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость;
личностные качества: педагогический такт, зоркость, оптимизм, педагогическая рефлексия;
- средствами воспитания являются: художественные средства (ознакомление с художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой);
природа (знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных);
- собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения);
окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью);
- организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок правовых знаний, уголок нравственно-патриотического воспитания, уголок семьи; - организация совместной деятельности детей и взрослых: - игры (словесные, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, музыкальные).
- создание, использование игровых и проблемных ситуаций
- моделирование и анализ ситуации
- тематическое рисование
- беседы, чтение художественной литературы.
Предлагаю вам, уважаемые коллеги сыграть в игру «Права литературных героев».
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросѐнка», зайка из сказки «Ледяная избушка»)
3. Героиня какой сказки пользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница»)
4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?» (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет»).
6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его Работнике Балде»).
7. В какой сказке совершѐн такой вид преступления, как похищение детей? («Гуси-лебеди»)
8. В какой сказке грубо эксплуатировался труд детей? Какое из прав было нарушено? (Буратино, Фунтик)
Следующая небольшая игра «Правовая викторина», в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять руку.
Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
1. таких различий нет (ст. 2)
2. национальная принадлежность
3. состояние здоровья
Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
1. педагоги
2. родители (ст. 18)
3. члены правительства
На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
1. на благотворительные организации
2. на иностранных спонсоров
3. на государство (ст. 20)
Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
1. не указана в официальных изданиях
2. может мешать образованию и вредить здоровью (ст. 32)
3. не соответствуют интересам и склонностям ребенка.
Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
1. да, если они получены с согласия родителей
2. да, если они получены не в результате правонарушения
3. нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.
Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?
1. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
2. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
3. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
Сейчас мы выполним упражнение «Девочка-семья». Определение основных прав ребенка. (Раздать участникам карточки)
Итак, жила-была ДЕВОЧКА. Она росла очень счастливым ребенком. У нее были мама и папа, бабушка и дедушка и даже старший брат. У девочки была СЕМЬЯ (выводит участника, которому досталась карточка «СЕМЬЯ», и соединяет его нитью с «РЕБЕНКОМ»). Все члены семьи девочку очень любили и заботились о ней, она узнала тогда, что такое настоящая ЛЮБОВЬ. (выводится участник с картой «ЛЮБОВЬ», протягивается вторая ниточка). Семья девочки была достаточно обеспеченной и жила в большом и светлом доме (выходит участник с картой «ДОМ», протягивается ниточка). Девочка училась в школе-гимназии, одной из лучших в их городе, она получала ОБРАЗОВАНИЕ. (выход следующего участника с карточкой «ОБРАЗОВАНИЕ», протягивается ниточка). Таким образом, соблюдаются ПРАВА маленького человека (выход участника с карточкой «ПРАВА», протягивается ниточка). Девочка с надеждой смотрела в будущее (выход участника с карточкой «НАДЕЖДА», протягивается ниточка). Но так уж случилось, что почти в один год отец и старший брат девочки погибли в автокатастрофе. Мама, не справившись с таким горем, начала сильно пить, а бабушка и дедушка, не перенеся бедствия, умерли один за другим. Так у девочки ни стало СЕМЬИ (старший воспитатель входит в круг и перерезает ножницами ниточку «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). А вместе с родными ушла и ЛЮБОВЬ (разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ЛЮБОВЬ»). У девочки не стало ДОМА (режет нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ»), потому что мама продала его за долги. Девочка вместе с мамой оказалась на улице. Она перестала ходить в школу (обрывает нить «РЕБЕНОК» - «ОБРАЗОВАНИЕ»). Права девочки не соблюдались, потому что с ней рядом не было взрослых, которые бы о ней позаботились (разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ПРАВА»). Только светлый лучик НАДЕЖДЫ едва теплился в ее душе (единственная нить, остается неразрезанной). Время шло, и однажды девочку неравнодушные люди привели в семейный детский дом. Теперь она считает, что ей очень повезло. С ней рядом появился мужчина и женщина, которых она уже называет мамой и отцом, у нее есть братья и сестры (связывает нить «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). Девочка чувствует, что ее любят (завязывает нить «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). У нее снова появился ДОМ, где она чувствует себя уютно и комфортно (связывает нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ»). Девочка снова начала УЧИТЬСЯ (связывает нить «РЕБЕНОК - «ОБРАЗОВАНИЕ»). Девочка снова могла сказать: «Я - человек, пусть пока маленький, но я имею ПРАВА (связывает нить« РЕБЕНОК» - «ПРАВА »). Как хорошо, что есть хорошие люди, и как важно не расставаться с надеждой.
Это очень печальная история одной девочки. Но она наверняка помогла каждому найти ответ на вопрос: какие же условия необходимы каждому ребенку для полноценной жизни и развития. - О каких правах ребенка было упомянуто в упражнении? - Какие еще права прописаны в Конвенции ООН о правах ребенка?
Закончить этот семинар я хочу очень хорошим стихотворением:
В жизни можно по–разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
Андрей Вознесенский
© 2022, Ковалькова Анна Григорьевна 122