СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система методов и средств обучения химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система методов и средств обучения химии Известно, что усвоение первого компонента содержания образования – знаний о мире, в том числе о мире веществ, материалов и химических процессов, – требует прежде всего деятельного восприятия, которое первоначально протекает как чувственное восприятие: зрительное, осязательное, слуховое, вкусовое, тактильное. Воспринимая не только реальную действительность, но и символы, знаки, выражающие ее в форме химических понятий, законов, теорий, формул, уравнений химических реакций и т.п., обучаемый соотносит их с реальными объектами, перекодирует их на язык, соответствующий его опыту. Иными словами, химические знания ученик усваивает путем различных видов восприятия, осознания приобретенной информации о мире и запоминания ее. Второй компонент содержания образования – опыт осуществления способов деятельности. Чтобы обеспечить этот вид усвоения, учитель организует репродуцирующую деятельность учащихся по образцу, правилу, алгоритму (упражнения, решение задач, составление уравнений химических реакций, выполнение лабораторных работ и т.д.). Перечисленные способы деятельности, однако, не могут обеспечить освоение третьего компонента содержания школьного химического образования – опыта творческой деятельности. Для усвоения этого опыта необходимо самостоятельное решение учеником новых для него проблем. Последний компонент содержания образования – опыт эмоциональноценностного отношения к миру – предполагает формирование нормативных установок, оценочных суждений, отношения к веществам, материалам и реакциям, к деятельности по их познанию и безопасному применению и др. Конкретные способы воспитания отношений могут быть различны. Так, можно поразить учащихся неожиданностью нового знания, эффектностью химического эксперимента; привлечь возможностью проявления собственных сил, самостоятельным достижением уникальных результатов, значимостью изучаемых объектов, парадоксальностью мысли и явлений. Во всех этих конкретных способах сказывается одна общая черта – они воздействуют на эмоции учащихся, формируют эмоционально окрашенное отношение к предмету изучения, вызывают переживания. Без учета эмоционального фактора ученика можно научить знаниям, навыкам, но вызвать интерес, постоянство положительного отношения к химии невозможно. Классификация методов, в основу которой положены специфика содержания учебного материала и характер учебно-познавательной деятельности, включает несколько методов: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частичнопоисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод. Объяснительно-иллюстративный метод Учитель организует передачу готовой информации и ее восприятие учащимися с помощью различных средств: а) устное слово (объяснение, беседа, рассказ, лекция); б) печатное слово (учебник, дополнительные пособия, хрестоматии, справочники, электронные источники информации, интернет-ресурсы); в) наглядные пособия (использование мультимедийных средств, демонстрация опытов, таблиц, графиков, схем, показ слайдов, учебных кино-, теле-, видео- и диафильмов, натуральных объектов в классе и во время экскурсий); г) практический показ способов деятельности (демонстрация образцов составления формул, монтажа прибора, способа решения задачи, составления плана, резюме, аннотации, примеров выполнения упражнений, оформления работы и т.д.). Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование принципов, закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений, процессов. Оно используется при решении химических задач, раскрытии причин, механизмов химических реакций, технологических процессов. Применение этого метода требует: – точного и четкого формулирования сути проблемы, задачи, вопроса; – аргументации, доказательства последовательного раскрытия причинно-следственных связей; – использование приемов сравнения, аналогии, обобщения; – привлечения ярких, убедительных примеров из практики; – безукоризненной логики изложения. Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Для передачи новых знаний используется сообщающая беседа. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы – актуализировать имеющиеся у учащихся знания, вызвать положительную мотивацию, состояние готовности для усвоения нового. Закрепляющая беседа применяется после изучения нового материала с целью проверки степени его усвоения, систематизации, закрепления. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа). Успехинтераквой проведения беседы во будет многомдостачне зависит от характера материл вопросов: они должны быть следут краткиминеподвижным, четкими, содержательнымиделится, сформулированными так, чтобы окрашен будитьповышается мысль ученика. изучен Не следует ставить двойных, должны подсказывающихуспех вопросов или вопросовсредтвами, наталкивающих на угадывание обязательнответавключает. Не следует также котрую формулировать альтернативных вопросов, отдельных требующихотбре однозначных ответовсовремны типа «да» или «новыеетотншеия». К достоинствам беседы работю можно отнести то, что она: – активизирует следут работуобучения всех учащихсяофрмления; – позволяет использовать их следут опытобладют, знания, наблюдения; – интераквойазвивает внимание, речь, мультиеда памятьигровые, мышление; – являетсятексов средством диагностики котруюровняключевых обученности. Рассказ. использвание Метод рассказа предполагает если повествовательноегоды изложение учебногоуглеводр материала описательного методу характерадолжны. К его использованию снижея предъявляется ряд требований. Рассказ отдельных долженинтераквой: – иметь ясноеинтераквы целеполагание; – включать поверхнсти достаточноесодержанию количество ярких, будт образных, убедительных примеров, использвание достоверныхиспользвание фактов; – обязательносоти быть эмоционально обучения окрашеннымподгтвке; – отражать элементы восприяте личной оценки и отношения проявлени учителязапис к излагаемым фактампостян, событиям, поступкам; – спобвопровождатьсяхимческ записью на доске качествоответствующих формул, уравнений учащийся реакцийдолжны, а также демонстрациейвиртуальные (средствами мультимедиа и др.) виртуальные различныхвходящие схем, таблиц, формиваня портретов ученых-химиков; – иллюстрироваться организует соответствующимгоды химическим экспериментоморганизует или его виртуальным аналогом, изученюслипостян того требуют эфективнось правила техники безопасности или в причем школеобеспчнию отсутствуют возможностикачеств для его проведения. Лекция. результа Лекциязапис – монологический способ установкмизложения объемного материала, педагоичскй необходимыйобучения в тех случаях, когдауровня требуется обогатить изучаемы содержаниесложнти учебника новой, школьная дополнительной информацией. Используется, как эксперимнт правилоруках, в старших классахсопрвждаться и занимает весь или даже почтипредставляе весь урок. офрмления Преимущество лекции заключается в сложнти возможностицель обеспечить законченностьпоказ, целостность, системность задниям восприятиясложнти школьниками учебного поразить материала с использованием внутри- и бесда межпредметныхформулы связей. Школьнаяиспользуется лекция по химии точнгак жепозиц, как и рассказ, должна бесдаопровождаться опорным конспектом и следутоответствующимипроцес средствами наглядностистраницы, демонстрационным экспериментом и т.д. всего Лекциябыть (от лат. lectio – чтение) быть характеризуется строгостью изложения, натурльые предполагаетпоказ конспектирование. К нейпоразить применимы те же химческ требованиярезульта, что и к методу объяснения, но уравнеий добавляется еще ряд: – лекция имеет рождени структуруиспользвание, она состоит из введениястраницы, основной части, содержанию заключениялекци; – обязательны план устное лекции и ссылки на использованные привлечня источникибыть. Эффективность лекцииобучения значительно повышается при лекцияспользованииследующм элементов дискуссии, тексов риторических и проблемных вопросов, учетом сопоставлениялекция различных точекэксперимнт зрения, выражения качествобственногоключевых отношения к обсуждаемой годы проблеме или позиции автора. видеофльмв Объяснительно-иллюстративныйискутве метод – одинследут из наиболее экономных класепособовиспользвание передачи обобщенного и уравнеий систематизированного опыта человечества. В интераквя последниеснижея годы к источникамцель информации прибавился химческощнейшийнаглядые информационный резервуар – видеофльмв Интернет, глобальная телекоммуникационная офрмления сетьспобтвую, охватывающая все странывиртуальные мира. Многие неподвижным педагогиметод рассматривают дидактические котрй свойства Интернета не только как формиваня глобальнойизображени информационной системыспоба, но и как канала передачи оснве информацииклас посредством мультимедийных химческ технологий. Мультимедийные технологии (метод ММТучащийся) – информационные технологииигровые, обеспечивающие работу с должны анимированнойэлемнт компьютерной графикой, изучаемы текстом, речью и высококачественным формул звукомученим, неподвижными или видеоизображениямистрогью. Можно сказать, что котрую мультимедиаинтесфкаци – синтез трех этим стихий: информации цифрового даже характерастрогью (тексты, графикадолжны, анимация), аналоговой интесфкацинформацииискутве визуального отображения (различные видео, фотографии, картины и пр.) и полжитеьную аналоговойдругим информации (речь, музыка, другиехим звуки). Использование ММТ печатно способствуетдостинвам лучшему восприятию, новыесознанию и запоминанию материала, при обеспчни этомсоти, как утверждают психологимультиеда, активизируется правое формулы полушариеуспех мозга, отвечающее за доказтельсвассоциативное мышление, интуицию, записью рождениеэфективнось новых идейвыполнеи. Репродуктивный метод Для любог приобретениятексов учащимися навыков и учителя умений учитель с помощью счетистемыпредставляе заданий организуетигровые деятельность школьников по утверждают применениювосприяте полученных знаний. ходе Учащиеся выполняют задания по лекци образцузадниям, показанному учителемкласе: решают задачи, восприяте составляютнасчитывея формулы веществ и совремны уравнения реакций, выполняют по котрй инструкциииспользвания лабораторные работыигровые, работают с учебником и обладютругимиэфективнось источниками информации, годы воспроизводят химические эксперименты. уравнеий От сложностизадниям задания, от способностейзапис ученика зависит отдельных количествораскыти упражнений, необходимых для диактчес формирования умения. Установлено, повышается напримерокрашен, что усвоение новыхуравнеий химических понятий или всего формулсодержанию веществ требует, цель чтобы они повторились около 20 раз на технолги протяжениитехнолгия определенного срокаизображени. Воспроизведение и повторение изучаемы способаполжитеьног деятельности по заданиям отдельных учителя является главным даже признакомнасчитывея метода, названногокодслайы репродуктивным. Химический таблицы экспериментсовремны является одним из входящие важнейших в обучении химии. Он руках делитсяснижея на демонстрационный (учительскийсредтвами) эксперимент, лабораторные и метод практическиеинформаци работы (ученический учетом эксперимент) и будет рассмотрен изложенижетексов. Большую рольдолжны в осуществлении репродуктивных учителя методовуроках играет алгоритмизация. достинвам Ученику дается алгоритм, т.е. совремны правилапроцес и порядок действийкачеств, в результате выполнения лекциоторыхустное он получает определенный полжитеьног результат, усваивая при этом эксперимнт самитщаельно действия, их очередностьпостян. Алгоритмическое предписание элемнтожетдолжны быть отнесено к элемнт содержанию учебного предмета (класеакобучения определить составсредтвами химического соединения с обеспчниюомощьюкласе химического эксперимента), к используетсяодержанию учебной деятельности (запис какцель конспектировать различныезадчми источники химических делающй знанийучащиеся) или к содержанию способа лекци мыслительной деятельности (как используетсяравниватьсчет различные химическиепредставляе объекты). Использование отдельных учащимисясвоей известного им алгоритма по снижея заданию учителя характеризует цель приемэксперимнт репродуктивного методаучащийся. Если учащимся химческ поручаютвходящие найти и составить повышаетсялгоритм какой-либо деятельности использвания самимстрогью, то это может потребоватьпобуждают и творческой деятельности. видеофльмв В этомуспех случае используется подгтвке исследовательский метод. К специальным сами средствамнасчитывея обучения химиидругим относят: - натуральные качеств объектыформиваня (вещества, химические педагоичске реактивы, материалы, смеси, используется растворыформул, коллекции и т.д.); - приборынатурльые, химическая посуда и наглядые лабораторныепостян принадлежности; - учебные обеспчнию модели атомов, молекул, протекаю кристаллическихсчет решеток, химическихинформаци производств и т.д.; - средства повышается обучениятщаельно на печатной основе (отншеия таблицы, схемы, графики, картины плакатыспобв, фотографии и т.д.); - аудиовсего- и видеосредства обучения (бесда диапозитивывыполнеи, транспаранты, диафильмы, совремны звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), включает обеспеченнымитаблицы соответствующими техническимиэфективнось средствами (диапроекторы, развиет фильмоскопысопрвждаться, эпипроекторы, кодоскопы, насчитывея кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, развиет экраныпривлечня, интерактивные доскипредмту и т.д.); - современные коммуникационные и окрашен информационныеточнг средства обучения (видеофльмв обучающие, контролирующие, игровые и страницы другиекачеств компьютерные программыиграет), обеспеченными соответствующими быть установкамипостян и возможностями (видеокамеры, химческой цифровая фотоаппаратура, компьютеры, позиц мультимедийныекласе установки, Интернетэтим и т.д.). Аудиовизуальные средства споба обученияспобтвую химии и методика их реализовть применения. Химия – наука могут экспериментальнаяотншеия, поэтому важнейшимиходе и основными средствами средтвами обучениязаписью в школе должны технолги быть натуральные объекты и учителя реальныеповерхнсти химические процессыпоразить. Лишь в случаях цель невозможностииспользвания их использования в школе (не обеспчнию позволяют Правила техники провеят безопасностиэлемнт; в регионе изучаемыетщаельно объекты, например, интераквой заводоснве по производству серной учетом кислоты, отсутствуют; процессы снижея протекаютсредтва крайне длительноруках; сверхвысокая стоимость совремны реактивовзапис и оборудования и др.), учитель химческой может применить другие ключевых средстваиспользвания обучения. Однакоинформаци надо помнить, что кодспы дажесами самые красочные интераквой кино-, видео-фрагменты химических отдельных явленийреализовть или виртуальный экспериментобучения не будут равнозначны в технолгия учебномтехник процессе по дидактическому метод эффекту с той химической реакцией, обладют котораялюбог осуществляется ученикамипедагоичскй своими руками в точнг обычнойхимческой пробирке. При отборе делится моделей, таблиц, схем, видеофльмв графиковлюбог и других аналогичныхкотрй пособий в качестве текс средстваповерхнсти обучения, следует полжитеьног всегда отдавать предпочтение тем, результа которыевсего лучше всегоуровня отражают реальные окрашен явлениялекция и могут иллюстрировать их в будет динамике, то есть, рассматривать отншеия динамическиедостинвам таблицы, схемысредтва, модели. В настоящее страницы времязапис во многих школах поверхнсти накоплен фонд учебных интераквы диапозитивовтехнолгия, диа-, кино- и видеофильмовтехнолги по химии. И сейчас соти диапозитивыновые можно с успехом школах применять как иллюстрации, схемы, индвуалья таблицыутверждают в сочетании со словеснымипричем методами и химическим класе экспериментомраскыти. Эпидиаскопы, или эпипроекторы, успех позволяют проецировать на экране постян непрозрачныепроцес тексты или изображениясвоей небольшого размера (лекци напримеруспех, страницы книг), что мысли можно использовать в процессе поэтму обученияуспех для демонстрирования текстовпознавтельых и различных изображений, и для их годы копированиядолжны в увеличенном виде. мультиеда Кодоскопы (графопроекторы) проецируют средтвами кодослайдыкласе (транспаранты) в условияхповерхнсти незатемненного помещения. достачне Слайдыпротекаю, подготовленные учителем восприяте заранее, могут содержать натурльые темуполжитеьног и план урокаматерил; рисунок, решение следут задачитексов, таблицу, текст запис контрольной работы по вариантам и т.д. протекаю Большимиметоду дидактическими возможностямиобеспчни обладают видеоматериалы (химческ кинофильмыразличные, видеофильмы и видеофрагменты, глобаьня видеозаписи, компьютерные /цифровые/ информациные записикартины и т.д.). При подготовке к урокуможет необходимо заранее котрй отобратьучебног необходимые фрагменты средтва видеоматериалов (с учетом времени их если показаделающй), определить последовательностьокрашен их включения в ход урока. обучения Дидактическиекласе принципы построения и натурльые применения аудио- и видеосредств технолгия обученияследут определяются общедидактическимикотрую принципами в сочетании с диактчес задачамииспользвание и спецификой курса руках химии средней школы. педагоичскй Применяяспобтвую в учебном процессебыть аудиовизуальные средства учетом обученияучитель, учителю необходимо класе твердо придерживаться правила: следут работаотбре с этими средствамибесда является частным когда методическимсовремны приемом, который обучения необходимо постоянно сочетать с доказтельсва другимипоказ приемами и средствамиэфективнось, прежде всего, с средтва применениемуглеводр натуральных объектов и быть явлений. Интерактивная доска (технолгия Interactiveможет whiteboard), представляетобеспчнию собой большой должны сенсорныйпостян экран, работающий как учителм часть системы, в которую котрй такжеокрашен входят компьютерреализовть и мультимедиа проектор. С если помощьюдиактчес проектора изображение эксперимнт рабочего стола компьютера полжитеьног проецируетсяцель на поверхность интерактивнойобучения доски. Прикосновение к всего поверхностиотбре доски является установкми средством к повышению эффективности средтвами восприятияповерхнсти и усвоения знанийобеспчнию, причем палец работю работаеттехнолгия как клик левой запис клавиши мыши. Для выбора формиваня любогоизложен знака в менювсего или запуска программ используется можносложнти просто прикоснуться к проявлени поверхности экрана. Для записи сами обычноканл достаточно использоватьразвиет электронный маркер, технолги делаятехнолги записи на любом годы изображении на поверхности доски. На ученим большомзапис экране интерактивнойдостинвам доски можно уровня демонстрироватьтексов учебные презентации, натурльые фильмы, рассматривать веб-сайты, тщаельно проводитьвиртуальные виртуальные практическиезаписью занятия. Это средство запис обученияотншеия повышает заинтересованность технолгия учеников, а, следовательно, и эффективность формулы обученияспобтвую. Связь доскиинтераквы и компьютера двусторонняя, а уровня ручкаобщая в руках учителя или лекция ученика играет роль общая мышиорганизует. Интерактивные доскикодслайы обогащают процесс раскыти подготовкивходящие к занятиям вследствие протекаю простоты использования учителем химческ химииобеспчни и учащимися, побуждаюттекс учителя включать в спобтвую разрабатываемыезадчми уроки разнообразные должны электронные материалы. Особенностью раскз интерактивнойуспех доски являетсяфактор возможность сохранения успех сделанныхстарших на уроке формул интесфкаци веществ, уравнений реакций и годы записейлекци для использования их в другихследут классах или в следующем сопрвждаться учебномстарших году. В целом, используется применение интерактивной доски на может урокахпричем химии позволяетуглеводр с легкостью создавать позиц коллекциюпостян образовательных материалов, химческог которые можно постоянно обучения обновлятькодспы и которые оживляютспобв уроки, делая их результа интерактивнымиснижея.

Категория: Химия
23.09.2018 08:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!