СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике

(выступление на педсовете 2 ноября 2015 года)

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой

Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя при подготовке к ЕГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

В 2015 году ЕГЭ по математике впервые проводился на двух уровнях. Участник экзамена имел право самостоятельно выбрать любой из уровней, либо оба уровня в зависимости от своих образовательных запросов, а также перспектив продолжения образования. Для поступления в высшие учебные заведения на специальности, где математика является одним из вступительных требований, абитуриент был должен выполнить экзаменационные требования на профильном уровне. Для поступления на специальности, не связанные с математикой, а также для получения аттестата о среднем полном образовании достаточно выполнения аттестационных требований на базовом уровне.

Согласно анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 по математике, проведение ЕГЭ по математике на двух уровнях уже в 2015 году дало возможность дифференцировать выпускников с различной мотивацией и уровнем подготовки, позволяют учителю верно ориентировать своих учащихся, скорректировать программы подготовки к экзамену, опираясь на индивидуальные образовательные запросы. Обучающимся, не планирующим продолжение математического образования, базовый экзамен позволил более точно спланировать предэкзаменационную подготовку.

Итоги ЕГЭ 2015 года выявляют ключевые проблемы, определяющие недостаточную подготовку выпускников, которым необходима математика для успешного продолжения образования в профильных ВУЗах. Основные причины:

  • несформированность базовой логической культуры;
  • недостаточные геометрические знания, графическая культура;
  • неумение проводить анализ условия, искать пути решения, применять известные

алгоритмы в измененной ситуации;

  • неразвитость регулятивных умений: находить и исправлять собственные ошибки;
  • слабые вычислительные навыки;
  • незнание правил и формул.

Несмотря на введение базового экзамена, значительная часть участников экзамена

оказалась не готова определить свою цель при выборе и подготовке к экзамену. Одна из причин: недостаточная и неполная информированность учителей и участников экзамена и их родителей о целях и условиях проведения базового экзамена и профильного экзамена, их связи и влиянии на дальнейшее образование.

Значительная часть участников, показавших слабые результаты на профильном экзамене, к нему целенаправленно не готовилась; пошла на профильный уровень просто так, ввиду либо отсутствия нужной информации, либо ошибочной установки.

Поэтому, следует обратить особое внимание на осознанный выбор уровня экзамена, рекомендуя учащимся, которые неуверенно решают 6 заданий с кратким ответом сдачу экзамена на базовом уровне вместо профильного, а тем, кто решает 6–10 заданий – сдачу экзамена базового уровня, наряду с профильным.

Для учащихся, слабо овладевших или фактически не овладевших математическими компетенциями, требуемыми в повседневной жизни, и допускающих значительное число ошибок в вычислениях, при чтении условия задачи, образовательный акцент должен быть сделан на формировании базовых математических компетентностей.

Для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся этой категории следует различными диагностическими процедурами выявить 9–12 заданий экзамена базового уровня, которые учащийся может выполнить, возможно, с ошибками, и в процессе обучения добиться уверенного выполнения этих заданий. Расширять круг этих заданий следует поэтапно.

Эта работа может быть организована для различных групп учащихся одного класса на разных уровнях в урочной и внеурочной работе.

Для учащихся, которые имеют достаточно высокий уровень подготовки, но не планируют сдачу экзамена профильного уровня, при подготовке к экзамену базового уровня, следует делать больший акцент на решение задач 9-16, с целью развития мышления, а также уделить внимание формированию представления об общекультурной роли математики, развитию наглядных геометрических представлений.

Учащихся, планирующих сдавать ЕГЭ на профильном уровне, необходимо нацелить, в основном, на самостоятельную работу по подготовке к ЕГЭ профильного уровня, своевременно информировать родителей о гуманитарной направленности нашей образовательной программы (еще при поступлении детей в десятый класс) и вообще о структуре ЕГЭ по математике, о цели, которую он преследует.

С целью эффективной подготовки выпускников к государственной аттестации по математике нашим методическим объединением создана система подготовки выпускников к государственной аттестации в формате ЕГЭ:

  • Организованы консультационные уроки;
  • Создан банк тестовых работ в формате ЕГЭ, а также подбор заданий по отдельным темам для диагностики и ликвидации пробелов в знаниях;
  • Осуществляется система мониторинга для отслеживания уровня сформированности знаний, умений, навыков, в том числе сюда входят и пробные ЕГЭ несколько раз в год;
  • Составлен список Интернет-ресурсов по подготовке к ЕГЭ по математике, с которыми ознакомлены учащиеся;
  • Разрабатываются совместно с учащимися индивидуальные маршруты для самостоятельной работы.

В заключение хочу сказать:

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

Категория: Математика
17.02.2016 20:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!