СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ситуации и приёмы постановки учебной задачи в условиях реализации ФГОС »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Послушай – и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймёшь,

Сделай – и ты научишься.

Китайская пословица

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?

Любой урок начинается с ситуации. Поэтому наша цель рассказать о приемах и ситуациях постановки учебной задачи в условиях реализации ФГОС.

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы.

«Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне сделать это самому, и это станет моим навсегда.»

Поэтому развивающая функция обучения приоритетна, так как позволяет

  • сформировать у учащихся «умение учиться»,
  • обеспечивает умственное развитие,
  • формирует познавательную активность.

Поэтому пришло время говорить о развивающем обучении. Такое обучение построено на решении учебных задач.

Ребёнок становится маленьким ученым, делающим свое собственное открытие.

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появиться потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль в постановке учебной задачи.

Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.

Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.

Итак, мы на первом этапе: Послушай– и ты узнаешь.

Существует несколько видов ситуаций:

Выбор

Дается ряд готовых решений, среди которых есть и неправильные. Надо выбрать правильное.

(до)ехал (до)б.рёзы

(по)бежал (по)д.ревне

(про)читал (про) город

(на)кричал (на)с.баку

Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1) слова из словарика и не из него.

2) слова с приставками и предлогами.

3) глаголы и прилагательные

Неопределенность

Неоднозначные решения в виду недостатка данных.

Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.

Неожиданность

Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.

Конфликт

Ситуация, рассматривающая противоположности.

В проблемном обучении при создании конфликтных ситуаций обычно используется материал, в основе усвоения которого лежит углубленное понимание основных отношений между его существенными признаками, закономерностей, общих принципов решения целого класса задач и т. д. Задачи-проблемы ставят ученика в условия неопределенности, и возникновение здесь ошибок вполне возможно. Такие ошибки не страшны, если преподаватель обратит на них внимание школьников и добьется понимания тех причин, которые породили ошибки, и способов их преодоления.

Несоответствие

Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Помогите проверить орфограмму в слове хв. стуны.

Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.

Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу.Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

Я, как и любой учитель, прекрасно понимаю значимость учебной деятельности на уроке каждого ученика. Но порой трудно объяснить детям, для чего необходима самостоятельная работа на уроке. Ведь не всегда её результат положительный. А проблемные ситуации позволяют ученикам почувствовать эту значимость. Даже если ученики отказываются от принятия самостоятельных решений, я с помощью логических вопросов подвожу их к обозначению проблемы и поиска её решения.

Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о парных согласных звуках в середине слова. Будем учиться решать задачи на движение. Будем учиться находить периметр или площадь фигур», но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра» Джон-Дьюи

Представление системы учебных занятий.

Посмотри-и ты поймёшь

Приведём примеры ситуаций, которые, используем на уроках, работая по УМК «Л.В. Занкова».

  1. Тема: «Безударные гласные в корне слов- «опасные места».

Данный урок открывает новый этап в системе обучения грамотному письму младших школьников. Данное умение формируется целенаправленно:

  • разграничение понятий звук и буква;
  • признаки частотных орфограмм;
  • тренировка в выявлении орфограмм (опасные при письме места).

-Сегодня нам предстоит открыть очень важные секреты, связанные с безударными гласными, узнать, что ещё мы показываем, когда ставим значок, которым их отмечаем.

-Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?

-Несёт меня лиса за тёмные леса!

-Давайте хором скажем это предложение. Послушайте себя и найдите два интересных слова. Догадались?

-Что в них интересного?

-А как докажете, что это два разных слова, а не одно и то же?

Появляются звуковые схемы, сравниваются гласные звуки.

-А теперь посмотрим, как пишутся эти слова.

-Какой хитрый звук, он может на письменную работу посылать разные буквы.

-Как вы думаете, можно такому звуку доверять на письме?

-Сделаем важный вывод: на месте безударного звука (и) есть опасность выбрать не ту букву. Вот поэтому безударный гласный звук при письме- это «опасное место.

  1. Урок русского языка. (Ситуация неожиданность)

Тема: Слово.

Детям важно понять:

  • большая часть слов нужна, чтобы называть всё вокруг;
  • слова нужны для выражения мыслей (из слов составляют предложения);
  • слово и то, что им называют не одно и то же

-Вот книга со сказкой, о которой мы говорили. Пока вы записывали предложение у меня возник вопрос? Как вы думаете, слово книга и то, что я держу в руках, - это одно и то же?

-На одном из прошлых уроков мы договорились действовать, как учёные-всё проверять, ставить опыты. Поставим опыт и сейчас.

-Что можно сделать с книгой? (демонстрируем действия)

-А теперь (прячем книгу) попробуйте перелистать….слово книга.

-Что же мы открыли? Оказывается, слово книга и сама книга-это не одно и то же.

Предлагается этот вывод проверить в парах с другими вещами.

-Сделаем важный вывод:

Слово - это имя, название вещи. Большая часть слов - это названия всего того, что есть вокруг нас, что мы представляем себе, о чём думаем.

  1. Урок русского языка. Ситуация неопределенность.

Тема: Работа твёрдого знака

Уроки обучения грамоте, где происходит первое знакомство с буквой, ее обликом, названием и функцией. Чтобы детям было понятно её название и почему буква изучается последней, предлагается небольшое сообщение.

-Мы не случайно так долго обходились без этой буквы. Сегодня она встречается не особенно часто. Но вот когда-то, давным-давно, она стояла на конце всех слов, в которых последние звуки были твёрдыми согласными. Чтобы показывать мягкость, писали знакомый вам ь. А чтобы показать твёрдость, писали вот такую букву – ъ, которую так и называли твёрдый знак.

-Хотите, я покажу, как очень давно писалось, например, слово кот?

котъ

-Сейчас так никто не пишет (стираем) и твёрдость ъ уже не обозначают (её показывают отсутствием ь знака), но название твёрдый знак осталось.

Проблемный вопрос

-Если твёрдый знак не обозначает твёрдость согласных звуков, то какую же работу он выполняет в языке. Её вы откроете сами.

Приемы создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе

Прием создания проблемной ситуации.

Вопросы и предложения для противоречия.

Вопросы и предложения для формулирования проблемы.

1.Предъявить противоречивые факты

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?

Какой вопрос возникает?

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Сколько мнений?

Какова будет задача урока?

3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Что вы предполагали сначала?

Что получилось?

Сформулируйте проблему.

4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?

Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?

5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.

Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?

Какова будет тема урока?

Моделирование

Самый сложный, требующий терпения этап:

Сделай- и ты научишься.

Используя ситуации, поставьте учебную задачу.

1 группа

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

2 группа

Картинки :

Солнце, сердце, лестница.

У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам.

Запись слов: Солнце, сердце, лестница.

- Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.

- Какое было задание? (Записать слова под диктовку.)

- Проверим.

Доска открывается.

- Смотрим, сравниваем.

Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.

- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.

- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?

- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)

- …, ты почему не написал согласную … в слове … ? (Согласную не слышно при произношении.)

- У кого другое мнение?

Дети поднимают руки. Если нет, сама нахожу ребёнка сделавшего другую запись или предлагаю свою.

- …, а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести, значит её надо писать.)

- Чем похожи записанные слова?

- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)

- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать.

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные)

- Где ? ( В корне слова)

- Да. Тема нашего урока (открываю) Непроизносимые согласные в корне слова. И чему же мы должны сегодня научиться? (Писать слова с непроизносимыми согласными).

Чтобы процесс был целостным, необходимо формировать у младшего школьника оценку и самооценку учебных действий.

27.02.2022 08:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП