СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуация успеха" Психолого-педагогический механизм ситуации успеха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Ситуация успеха" Психолого-педагогический механизм ситуации успеха. Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха» Ситуация – это объединение условий, которые создают успех. Успех –результат воздействия этой ситуации. Именно учитель может создать ситуацию. Следует иметь ввиду: • одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка, • может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности, • даст возможность почувствовать веру в собственные силы, • появляется желание достичь лучших результатов, • возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям. На первый взгляд кажется, что учитель, создав несколько раз такие ситуации, достигает главного - мотивирует интерес к предмету, познавательную активность. Но есть и вторая сторона этого процесса – постоянная успешность может сформировать безразличие, пагубно влиять на волевые качества ребенка: он уже не в состоянии преодолевать препятствия, теряется в трудных ситуациях и у него доминирует мотив «избегание неудач». Почему же возникает такой парадокс? Во- первых, успех, доставшийся ценою незначительных усилий, может привести к переоценке или завышенной самооценке своих возможностей. Во-вторых, вовремя переживания какой-то сильной эмоции обязательно следует релаксация. Именно в этот период нельзя предлагать ребенку следующее, более сложное задание. Эта деятельность будет меньше успешной, чем предыдущая. Нужен определенный период отдыха. В- третьих, переживаний успеха может поблекнуть, если результат (важный, значимый для учащегося) не будет адекватно оценен другими. В – четвертых, эмоция успеха не станет сильным переживанием, если результаты незначительны для ребенка (сдать реферат). Снижая значимость успеха (в сравнении: музыка – 12 б и литература – 6 б.), взрослые воздействуют отрицательно на формирования отношения к предметам, а значит и на отношение к учебному процессу. Поэтому важно знать особенности индивидуальные каждого ребенка в классе, где вы преподаете. Ребят нужно подбадривать, если желаемый результат недостижим от природы или физического состояния и умственного развития ребенка. Для этого есть комментирование результата деятельности этого ребенка( отметить лучшее). Цепочка действий для создания ситуации успеха: • установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание – мотивационный этап, • обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания) – организационный этап, • сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося – результативный этап. Создание ситуации успеха на мотивационном уровне. Исследования психологов показали, что уровень усвоения ребенком знаний напрямую зависит от уровня формирования и мотивации обучения. Нам всем известен тезис о том, работа учителя на уроке без мотивации учащихся и их личностных обстоятельств – равноценна работе в пустом кабинете. Таким образом, перед каждым учителем стоит задача формирования установки у учеников на успешное выполнение задания, на чувство сотворчества и сопричастности к действию, преодоление трудностей, которые могут возникнуть на пути или в процессе действия. Иначе говоря, учитель обязан формировать мотив достижений ученика. Может возникнуть ситуация неадекватная вашей установке, например: кто-то уже выполнял подобное и может быстро справиться с работой, а кто-то с трудом разбирается с поставленной задачей. В таком случае идет негативный настрой от непонимания и нежелания преодолевать трудности, то есть в конечном результате ребенок ждет уже известный отрицательный результат. Согласитесь, учителю удобно работать с теми, кто справится с заданием быстрее и качественнее. Тогда возникает вопрос: а что делать с другими? Совет прост: следует учитывать эмоциональный настрой, нарисовать перспективу успешного выполнения, связать с тем примером, который бы свидетельствовал об успешном выполнении заданий в прошлые разы. Иногда нужно нейтрализовать неудачу и нежелание учащегося, даже воспоминания о них, а затем создать перспективу для новых поисков условия выполнения поставленной задачи. Можно подчеркнуть значимость усилий ученика, дать дополнительные задания индивидуальной работы по этой теме. После консультаций найти возможность похвалить ученика и усложнить задание. Учитель может предложить разные мотивы достижения: • желание решать самостоятельно интересные задачи, • завоевать авторитет у своих товарищей, • стать лидером, • рассматривать свою деятельность с точки зрения ее полезности для себя в будущем и полезности другим людям, • установить новые контакты с теми, кто с легкостью решает подобные задачи. На этапе мотивации учебной деятельности учитель, опираясь на эмоциональную память учащихся, организовывает ситуации с целью актуализации или нейтрализации эмоций для дальнейшей деятельности. Именно этот этап называют психологическим. Здесь полезным будет использование психолого-педагогических приемов: 1. Эффект Розенталя или эффект навеевания: Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся. Если педагог будет убеждать ученика и на первых порах поддержит его (отследит, проконтролирует), то успех обязательно придет. 2. Прием «Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы, открытость учителя для доверия и сопричастности к успеху. 3. Прием «Анонсирование» - репетиция будущего действия, создающая психологическое настроение уверенности. Это дополнительные задания (по аналогии) для класса и индивидуальные для отдельных учащихся. Желательно оглашать заранее вопросы для самостоятельной работы и называть фамилии учащихся, которых учитель хочет опросить по теме, отдельных параграфам. Можно провести пробную контрольную работу. 4. Прием «Равняйсь!» содержит такие шаги: • Психологическая атака; • Эмоциональное блокирование; • Выбор главного направления; • Выбор равных возможностей; • Неожиданное сравнение; • Стабилизация. Этот прием заключается в том, чтобы учитель блокирован допущения о неудаче в одной отрасли деятельности ученика, отвлекалось его внимание от очередного неуспеха, учитель обязан найти тот вид деятельности, который ученику по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех. Создание ситуации успеха на организационном этапе. Задача учителя – заинтересовать познавательным процессом учащегося. На этом этапе многие дети переживают психологический стресс, отражается он во внутреннем конфликте: ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИТЬ НУЖНО, НО НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ. Тут особенно важна помощь учителя – правильно включиться в работу, преодолеть страх или утомление, стимулировать деятельность. У детей, которые требуют организационного контроля, учитель обязан контролировать начало и завершение работы, интеллектуально и эмоционально поддерживая ребенка. Ученикам, требующим помощи в процессе выполнения работы, необходимо одобрение отдельных элементов процесса, их поэтапное выполнение только стимулируется. Ученикам, которые самостоятельно прекрасно справляются с работой нужно обеспечить право выбора задания повышенной сложности. Конкретные обстоятельства обусловят выбор тех или иных приемов для создания ситуации успеха. К ним могут относиться и такие приемы, как: • Эмоциональное снятие напряжения, • Смена видов деятельности, • «скорая помощь», • Подсказка, • Помощь зала, • Подглядывание в учебник (на счет учителя) Виды ситуации успеха. Методика их реализации 1. Прием «Даю шанс» Заранее подготовленная ситуация, в которой ученик неожиданно для себя может открыть свои возможности. 2. Прием «Следуй за нами» Диагностика интеллектуального фона коллектива, выбор спонсора знаний, фиксация результатов и его оценка. 3. Прием «Эмоциональный всплеск» Полезен тем ученикам, которые эмоционально реагируют на похвалу и критику. Задача учителя – высвободить энергию, перенаправить ее в цепочку действий своим добрым словом поддержки. 4. Прием «Навеивание» Прием построен на точном расчете – выбор источника интеллектуального возбуждения: Реализованная или неожиданная радость ученика; поддержка педагога; создание ситуации соревновательности; новые стимулы для саморазвития каждого. 5. Прием «Эарика» Прием создания условий, при которых ученик, выполняя задание, неожиданно открывает свои возможности, неизвестные ему до этого. Задача учителя – увидеть это, поддержать ученика и поставить перед ним новую цель, оговорив алгоритм действий с учащимся для достижений успеха. Скрытно. 6. Прием «Специальная ошибка» Использовать с учетом возраста и личностных характеристик ребенка. Обязательно использовать знакомый или ранее изученный материал. Помните! У каждого ребенка есть задатки, которые можно развить в способности. Увидьте их, развивайте – это главное дело педагога!

Категория: Психологу
17.05.2015 14:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!